< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 109.









181    КАЛМЫЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА—КАЛМЫЦКИЙ ЯЗЫК >    182

пользования. Нередко эта вражда доходила до взаимной резни. Во время Мировой войны калмыка мобилизовались на тыловые работы,

■ скст аз реквизировался на нужды армиц.

Калмыцкая верхушка (нойоны, зайсанги и г:. Е-: время Февральской бурж.-демократии.

; - г —дни 1917 созвала (25/III) съезд «пред--. лей» калмыков. Решения съезда поло-жн-тг начало контрреволюционному национа-.ти-стич. движению. Лидеры этого движения усиленно добивались перехода калмыков в казачество и в сентябре 1917 добились этого, ор-аннзовали войсковое пр-во во главе с председателем Криштафовичем и войсковым атаманом князем Тундутовым. Эта националистич. контрреволюция сомкнулась с общим фронтом контрреволюции и разорила Калмыцкую степь своими карательными отрядами.

После Октябрьской социалистической революции трудящиеся массы Калмыкии поднялись на борьбу с контрреволюцией, за советскую власть. После образования в Астрахани (25/1 1918) Совета РКиСД при нем организовалась калмыцкая секция во главе с А. Чайсаевым. Во время гражданской войны калмыцкая беднота защищала советы в рядах Красной армии

2 революц. полками и выдвинула из своей среды немало героев. Во время деникинщины 22/УП 1919 СНК выпустил воззвание к калмыцкому трудовому народу, сыгравшее исключительную роль в советизации Калмыкии.

1— 9/VI 1920 проводится первый съезд калмыцкого трудового народа. 2/Х1 1920 ВЦИК декретировал образование Калмыцкой авт. обл. В первый период советской власти в Калмыцкой авт. обл. пришлось уделять большое внимание ликвидации банд, оставшихся после разгрома Деникина. В то же время трудящиеся массы Калмыкии под руководством большевистской партии боролись с нойоно-зайсангским и кулацким элементами, экспроприировав их в 1929. Второй уничтожающий удар кулачеству нанесен в 1931 быстрым развитием коллективизации и политикой ликвидации кулачества.

К XVII съезду ВКП(б) колхозы и совхозы КалмыЛсой авт. обл. стали господствующей формой хозяйства. В бывшей глухой степи строится социалистический город Элиста. К пятнадцатилетию существования Калмыцкой авт. области постановлением ВНИК РСФСР она, на основе выраженной трудящимися массами Калмыкии воли, превращена в Калмыцкую АССР.

КАЛМЫЦКАЯ ЛИТЕРАТУРА. Письменной ху- | дожественной литературы до Великой проле- I тарекой революции у калмыков не было, од- [ нако было сильно развито устное народное твор- | чество—героический эпос, сказки, басни, пес- ( ни, поговорки, пословицы и т. п., отличавшиеся I богатством и красочностью языка. Устное творчество за небольшим исключением было проникнуто религиозно-реакционным содержанием: оно прославляло ханов, князей, дворян, богачей. Почти все лучшие джангарчи (исполнители героического эпоса «Джангар»), певцы, сочинители, танцоры подкупались богачами,

II из них создавались т. н. «домашние театры». | Немало песен, пословиц и поговорок, направленных против эксплоататоров, распространялось окольными путями, но они были как бы на «нелегальном положении». До нас дошло значительно больше образцов народного творчества, проникнутых религиозно-реакционным ! содержанием. Наиболее значительным из них является героический эпос «Джангап» (в 12 главах), интересный по языковому богатству н стихосложению, исполняемый и сейчас специалистами—джангарчи. Кроме «Джангар» до нас дошли «72 лжи» «Океан пословиц», множество сказок, песен, поговорок и т. д.

Возникновение калмыцкой художественной литературы относится к периоду гражданской войны. «Песнь бойцов 1-го калмыцкого кавалерийского полка», «Военная песня калмыцкой молодежи», явившиеся первыми ростками советской К. л., написаны первым калмыцким красным полководцем Харти Кануковым—создателем и первым редактором калмыцкой газеты «Улан-Хальмг» (Красный калмык) при политотделе армии.

После гражданской войны «Улан-Хальмг^ стал органом Калмыцкого обкома и Калмыцкого обл. исполкома (теперь «Танггчин-зянг»— Областные известия) и явился организующим и воспитывающим центром, вокруг к-рого сплотились и выросли молодые литературные кадры Советской Калмыкии. Молодые калмыцкие писатели пришли к литературе через рабселькоровские заметки, сотрудничая на страницах «Танггчин-зянг» и организованного позже лит.-художеств, журнала «Мана-Келн» (Наш язык). Почти все они начинали писать стихи. В их произведениях (тематика к-рых—гл. обр. борьба нового быта со старым) видно сильное влияние устного народного творчества.

Наиболее видными писателями К. л. являются: Нимгир Манджиев—автор сборника рассказов «Гашута Юнен», им написан ряд пьес, повестей и сборник стихов; Каляев Санджи (р. 1900)—соавтор «Большевистской весны», автор ряда поэм, знаток калмыцкого яз.; Дэндян Айс (р. 1905)—автор поэмы «Стальное сердце» («Ьолд Зюркн»), сборника стихов «Бичя Март» (Не забудь) и др.; Гашута Баатр—фельетонист, автор повести «Истина истекших дней» и рассказов «Черный джолум», «Хоочи-Манджи» и др. (переведены на рус. яз.), Константин Эрендженов—молодой растущий поэт, автор поэмы «Колхозная степь», повести «Певец—чабан» (переведены на рус. яз.). Манджиев Вата-поэт, автор стихов «Новые мотивы» и др. (переводится на рус. яз.) И др.    ь. Ьассапгов.

Лит.: Бас пантов Б. и Фрелих О., Сборник калмыцкой литературы, [М.], 1934.

КАЛМЫЦКАЯ СТЕПЬ — низменная степь к Ю.-З. от низовья Волги, в Калмыцкой автономной ССР. На западе К. с. проходят Ергени. возвышающиеся до 190 м, остальная поверхность—низменная равнина, понижающаяся к устью Волги, покрыта солончаками и солеными озерами Орошена скудно. Растительность слабая, богаче на Ергенях.

КАЛМЫЦКИЙ СКОТ—мясная порода крупного рогатого скота с большой способностью к откорму и с хорошей выносливостью в работе. Средний живой вес коров ок. 400 кг, быков-до 500—600 кг. Уболный вес 60—65% от живого веса. Удой — около 1.000 кг при 4,5—5% жира. Масть—красная и рыжая. Принят в качестве плановой породы, главным образом в Калмыцкой АССР, наСев. Кавказе и в Уральской области.

НАЛМЫ'ЦКИЙ ЯЗЫК—язык нижне-волжских ойротов, известных под именем калмыков. К. я. относится к зап. ветви монгольского языка. Распространен гл. обр на территории Калмыцкой АССР. Распадается на говоры дербетский и торгоутский. Старая письменность пользо-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.