< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 121.









20 j    КАМЕР А-ЛЮЦИДА-КАМЕРОН    206

КАМЕР А-ЛЮЦИДА, камера-клара (лат.)— г:е':: пля зарисовки предметов и пейзажей. С г ч- шью отражающей призмы глаз видит на фоне горизонтально положенного .- -i бумаги, на к-ром очертания предметов • • • свести карандашом.

ЧАМЕРА-ОБСКУРА (лат.)—темный ящике не-

— игам отверстием в одной из стенок; на пробив положной стенке получается обратное изо-'гажение предметов, находящихся перед от-верстием. Употребляется для зарисовки изображений, но может служить для получения фотографических снимков. См. Камера фотографическая.

КАМЕРГЕ'Р (нем.)—придворное звание при бывших владетельных дворах Германии и в царской России.

КАМЕРДИ'НЕР (нем.)—в буржуазном обществе личный слуга, ухаживающий за господином.

КАМЕРИ'СТКА—в бурж. об-ве прислужница знатной или богатой дамы.

КАМЕР-НОЛЛЕГИЯ—одна из учрежденных при Петре I коллегий, ведавшая гос. доходами. Существовала до 1801.

КА'М ЕРЛИНГ -О'ННЕС (Kamerlingh - Onnes), Гейке (1853—926)—голландский физик, основатель лаборатории низких темп-p в Лейдене, где впервые получены в большом количестве сжиженные газы: кислород (1892), водород (1906), гелий (1908) и достигнута самая низкая темп-ра —272,2°. К.-О. открыл явления сверхпроводимости, т. е. исчезновения электрического сопротивления у металлов при низких темп-pax. В 1913 получил Нобелевскую премию.

КАМЕРНАЯ МУЗЫКА (буквально—«комнатная», т. е. домашняя музыка)—жанр муз. произведений, рассчитанных на исполнение небольшим составом исполнителей (дуэты, трио, квартеты, концерты для нескольких инструментов и т. д.).

Интенсивное развитие К. м. начинается лишь с эпохи Возрождения. Светская вокальная и инструментальная музыка (песня, танец, инструментальные пьесы) постепенно, но прочно внедряется в домашний быт. Первые сборники произведений К. м. издаются уже с середины 16 в. и быстро получают широкое распространение [собрания танцев («Basses-dances», «Liv-res de danceries») у Атеньяна в Париже (с 1529), у Гессе в Бреслау (1555) и др.]. В 16—17 вв. окончательно конструируются циклические формы сюиты и близкой ей старинной сонаты, ставшие универсальными и в творчестве К. м. (итал., франц., нем. мастера 17—18 вв.—Корелли, Вивальди, Люлли, Куперен, Бах, Гендель и др.). В 16 в. в разных городах Италии возникают одна за другой «академии»—своеобразные содружества музыкантов, поэтов, художников, философов. В 17—18 вв. в Германии и Голландии существуют многочисленные collegia musica (по существу муз. кружки; работой Лейпцигского collegium musicum с 1729 руководил И. С. Бах). В 1725 в Париже Фили-дор основывает знаменитые «Concerts spiri-tuels». Камерное концертирование утверждается как система. Значительную роль в деле развития К. м. в Германии сыграли придворные княжеские капеллы, в к-рых работали часто выдающиеся мастера.

Дальнейшая эволюция муз. искусства обусловила в эпоху зрелого классицизма новый расцвет К. м. В творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена откристаллизовались новые формы инструментальной К. м., созданные под непосредственным живым воздействием и по принципам классического (буржуазного) симфонизма. Окончательно установился и состав основных камерных ансамблей (трио, квартет, квинтет). Буржуазная культура К. м. достигла здесь высшей точки своего развития. Романтизм (1-я пол. 19 в.) продолжил эту линию, культивируя уже гл. обр. вокальные формы К. м. (значение песни в К. м. Шуберта, Шумана, Листа, Вольфа и др.).

В последние годы интерес к К. м. на Западе совсем упал. В дореволюционной России развитие К. м. началось с большим запозданием и шло в основном по путям, намеченным западной буржуазной культурой камерного искусства (см. Русская музыка). В СССР камерная музыка находится в периоде своего становления, но и первые ростки ее говорят о богатейшем многообразии форм ее проявления, об огромных возможностях и невиданном размахе ее развития.    г. хубов.

КАМЕРНЫЕ ПЕЧИ —печи, рабочее пространство к-рых имеет форму камер различных размеров и сечений. Различают три группы К. п.: 1) периодические, в к-рых после обработки каждой загрузки материала происходит остывание печи, 2) полупериодические, в к-рых используется тепло отходящих дымовых газов на подогрев свежезагруженных печей, 3) печи непрерывного действия, т. н. кольцевые, с перемещающейся зоной обработки материала. Топливо применяют твердое, жидкое и газообразное. Печи чаще перекрываются сводом с отверстиями для выхода пара и продуктов горения, бывают и без свода: загруженный материал сверху замазывается глиной и засыпается песком. К. п. применяют в различных производствах — керамическом для обжига изделий,- коксовом и др. Из кольцевых печей наиболее распространена печь Гофмана для обжига кирпичей.

КАМЕРНЫЙ ТЕАТР—организован в Москве в 1914. Его основатель и руководитель—режиссер А. Я. Таиров. Отрицая, с одной стороны, натурализм Художественного театра, с другой-символизм условного театра, Таиров объявил программой театра при его возникновении поиски «самодовлеющей сценической формы». В приемах актерской игры и построении сценической речи К. т. испытал значительное влияние футуризма. В эти годы К. т. были поставлены: «Сакунтала» Калидасы (1914), «Фами-ра Кифаред» И. Анненского (1916), «Федра» Расина (1921), «Принцесса Брамбилла» Т. А. Гофмана (1920) и др. Перелом в направлении театра происходит в 1924; в этот год К. т. ставит «Грозу» Островского, трактуя ее как социальную трагедию. К. т. пытается стать реалистическим. Заметным этапом в этих сдвигах театра был ряд пьес американского автора О’Нейля («Косматая обезьяна», «Любовь под вязами» и «Негр»), Последовательно в своем общественно-политическом и творческом росте К. т. перерастает наивно-анархический гуманизм О’Нейля и овладевает советской тематикой («Наталья Тарпова» Семенова, «Линия огня» Никитина и др.). Достижением на этом пути является спектакль «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского (1933). Эм. Бескин.

КА'МЕРОН (Cameron), Чарльз (ок. 1740—ок. 1820) — англ. архитектор. Приглашенный в Россию в 1779, работал в духе классицизма 18 в., оказав сильное влияние на рус. зодчих.





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.