< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 135.









229 КАИНЫ—I,‘АНТ 230

КАННЫ—древний гор. в Юго-Вост. Италии, близ к-рого во время 2-й Пунической войны в 216 до хр. э. произошло сражение между римским войском (69 т.) и карфагенским (ок. 50 т.) под командованием Ганнибала. Благодаря искусному маневру и превосходству своей конницы Ганнибалу удалось окружить более сильную армию римлян и почти уничтожить ее. К.—образец решающего сражения, имеющего целью уничтожение враждебной армии.

КАНО'ВА (Сапоуа), Антонио (1757—822) — мтал. скульптор. Работал в стиле, переходном от грациозного, но манерного рококо к более строгому классицизму, на основе подражания поздней (греко-римской) античности. Статуям К. (на сюжеты из мифологии) присущи изящество и нек-рая слащавость. Из монументальной скульптуры надо отметить несколько надгробных памятников в- Риме и Вене.

КАНО'Н (греч.)—1) правило, норма, образен. 2) Список книг, вошедших в священное писание (Библию). 3) В изобразительных искусствах—фигура, пропорции к-рой считаются в определенную эпоху образном для подражания (в греч. искусстве 5 века до хр. э. каноном служила фигура «Копьеносца» скульптора Поликлета, в конце 4 в.—«Атлет» Лисиппа и т. п.). 4) В музыке—форма строгой имитации, в к-рой каждый из участвующих голосов точно повторяет (имитирует) мелодию ранее вступившего голоса, в зависимости от чего различают К. в унисон, октаву, квинту и т. д.

КАНОНАДА—частая орудийная стрельба.

КАНОНЕРСКАЯ ЛОДКА — военное судно со сравнительно небольшим водоизмещением, с очень малой осадкой и небольшим ходом, предназначенное для действий у морских берегов или на реках и озерах. См. Корабли военные.

КАНОН ИЗ А'ЦИЯ (от греч. «правило»)—в христ. церкви причисление высшей церковной властью кого-либо к «лику», числу святых. К. заимствована христианством из греч. религии («героизации», причисления кого-либо к числу полубожественных существ—героев). В царской России К. производилась «святейшим» синодом по «высочайшему повелению».


КАНО'НИК—в католич. церкви священник соборной церкви, входящий в состав капитула.

КАНОНИ'Р (франц.—пушкарь)—звание нижнего чина в артиллерии царской армии, соответствующее рядовому в пехоте.

КАНОНИЧЕСКОЕ ПР’АВО—совокупность правовых норм, установленных церковью и опирающихся на ее каноны. В эпоху феодализма К. п. регулировались и церковному суду подлежали самые разнородные дела как уголовные (кровосмешение, клятвопреступление и т. д.), так и гражданские (брачные, о завещаниях и т. д.). Все дела, связанные с религией (т. н. еретичество, вероотступничество, неверие), регулировались К. п. Им регулиро-валисьимн. политич. дела (нарушение присяги на верность). К.п. освящалофеодальный порядок и положение церкви как его духовной руководительницы. К. п. было чрезвычайно неблагоприятным для трудовых масс и сеяло религиозную вражду. К. п., приспособленное к феодальной экономике, укрепляло экономич. мощь церкви, крупнейшей феодальной владетельницы, и приносило ей благодаря множеству требовавшихся К. п. церковных актов и основанных на нем церковно-судебных дел огромные доходы. В католич. церкви различные сборники К. п. составили в 15 в. т. н. «Corpus .juris canonici» (Корпус К. п.). В православной церкви одним из главных источников К. п. явились т. н. Кормчие книги.

В бурж. гос-вах область К. п. сузилась, особенно в странах, где проведено отделение церкви от гос-ва. В царской России К. п. лежало в основе брачно-семейного права, а частью и непосредственно регулировало его (вступление в брак, развод и др.). Великая пролетарская революция уничтожила церковное право. В фашистской Италии, со времени Ла-теранского конкордата с папством (1929), нормам брачно-семейного К. п. вновь отведено место в гражд. законодательстве.

КАНОПУС—звезда а (альфа) в созвездии Корабля, в Юж. полушарии видна на Ю. Европы,

2-я по яркости на всем небе.

КАНО'ССА — замок маркграфини Матильды Тосканской, любовницы папы Григория VII, в Сев. Италии, где отлученный от церкви и низложенный римско-германский император Генрих IV в январскую стужу 1077 в покаянных одеждах и босой вымаливал у папы прощение за борьбу против него. К.—момент наибольшего торжества папства и унижения светской власти. И т т и в К. — унизительно смиряться.

КАНСК—город, р. ц. Красноярского края на р. Кан, ж.-д. станция на линии К.—Красноярск—Нижнеудинск; 32 т. ж. (1936). Город бы-.стро растет (в 1926—19,2 т. ж.). 2 лесозавода, кожзавод, спирто-водочный з-д. Новостройки: консервная ф-ка сгущенного молока, мельничный комбинат, овсяно-просообдирочная ф-ка. Основан в 1628.

КАНТ (Kant), Иммануил (1724—804)—нем. философ, один из классиков немецкого идеализма. Родился в семье ремесленника в гор. Кёнигсберге, университетском городе Восточной Пруссии. Здесь К. учился, учительствовал, стал профессором ун-та; здесь же написал он все свои труды.

Чрезвычайно медленно развиваясь, К. достиг полной философской зрелости и самостоятельности ко времени, когда во Франции назрела буржуазная револю- | ция. Еще задолго до начала Французской революции 1789 К. испытал воздействие идей французских просветителей предреволюционного периода. Особенно сильным было влияние философско-исторических, моральных и педагогических идей Жан Жака Руссо, сочинения которого К. тщательно изучил и который сыграл большую роль в оформлении философско-исторических и этических воззрений самого К.

Социальная основа философии К. с особенной ясностью раскрывается в этике К. По К., всякая личность—самоцель и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для осуществления каких бы то ни было задач, хотя бы даже это были задачи всеобщего блага. Учение К. об абсолютном достоинстве каждой личности соответствует декларациям идеологов буржуазной Французской революции о всеобщих и неотъемлемых правах человека и гражданина. Абстрактная постановка проблем этики прикрывает классовые интересы боровшейся против феодальной системы





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.