< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 136.









231    КАНТ    23?

буржуазии. Но, будучи философской теорией Французской буржуазной революции конца 18 в., учение К. оказалось не простым повторением французских доктрин, но специфически немецкой формой буржуазной теории революции, отражавшей особенности исторического развития и идейного состояния немецкого бюргерства: его политическую отсталость, распыленность, слабость, неспособность к прямой и действительной политической борьбе, его филистерскую отвлеченность, его глубокомысленное и педантическое доктринерство. Неспособные к действительной революции, передовые мыслители немецкого бюргерства могли осуществлять революционизирующую работу только в сфере теоретической мысли. В качестве немецкого идеолога буржуазии К. отделил в своей этике теоретические мысли и идеи буржуазии от ее материальных интересов, «...он отделил это теоретическое выражение от выражаемых им интересов, превратил материально мотивированные определения воли французской буржуазии в чистые самоопределения „свободной воли“... и сделал из нее таким образом чисто идеологические моральные постулаты и логические определения» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. IV, стр. 175—176). «Эта добрая воля Канта вполне соответствует бессилию, придавленности и убожеству немецких бюргеров, мелочные интересы которых никогда не были способны развиться до общих национальных интересов класса и которые цо-этому постоянно эксплоатировались буржуазией всех остальных наций. Этим мелочным местным интересам соответствовала, с одной стороны, действительная местная и провинциальная ограниченность немецких бюргеров, а с другой—их космополитическое чванство» (там же, стр. 174).

Философское развитие К. может быть разделено на два периода. В первый период, обычно называемый «докритгчзским», Кант пытается решать философские, логические, этические и натурфилософские ропросы, обсуждавшиеся крупнейшими метафизиками 17—

18 вв., не сомневаясь еще в возможности решения этих вопросов и не исследуя предварительно вопрос о границах познания. Во второй период, так называемый «критический», К. приходит к убеждению, что попыткам решения основных вопросов философии должно предшествовать критическое исследование вопросов

о происхождении, об условиях, возможности и особенно о границах познания. В работах «докритического» периода К. придерживается основ механистической философии природы Ньютона и испытывает влияние рационалистической философии последователей Лейбница в Германии. В этот период К. уделяет много внимания вопросу о развитии в природе. Теоретическим мотивом для перехода к работам «критического» периода послужила усвоенная К. в 60-х гг. из философии Юма мысль

о различии логического и реального оснований, а также мысль о неспособности аналитической логики с ее законом противоречия объяснить возможность математики и теоретического естествознания.

Через все исследования К., относящиеся к первому периоду его деятельности, проходит мысль о развитии. В то время как у Ньютона вселенная еще не имеет естественной истории и механическое объяснение мироздания понимает только его современное состояние.

К. впервые после космогонических построений Декарта делает попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к современному устройству вселенной, но и к истории ее возникновения и развития. В соч. «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) К. развил гипотезу о возникновении солнечной системы из разреженной материи, развивающейся до нынешнего строения мира по принципам физики Ньютона. Солнечная система, согласно учению К., есть результат закономерного исторического развития и потому должна с течением времени погибнуть. Однако, угасая в одних системах, жизнь разгорается в других, и в целом процесс мирообразования и мироразрушения не имеет конца. Не ограничиваясь общей .теорией мирообразования, К. пытался разрешить более специальные вопросы, касающиеся истории нашей планеты. Например он поставил вопрос

о влиянии приливного трения на скорость вращения земли; он наметил также идею генеалогической классификации животного мира, т. е. распределения животных по порядку их возможного происхождения, а в. исследованиях по антропологии выдвинул идею естественной истории человеческих рас. Согласно оценке Энгельса, «кантовская теория возникновения всех теперешних мировых тел из вращающихся туманных масс была величайшим завоеванием астрономии со времени Коперника. Впервые было поколеблено ■представление о том, будто природа не имеет никакой истории во времени... В этой насквозь пропитанной метафизическим способом мышления концепции Кант пробил первую брешь, и притом настолько научным образом, что большинство приводившихся им аргументов сохранили свою силу и поныне» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. XIV, стр. 57—58). Однако, излагая учение о естественном происхождении миров и о развитии земли, К. не делает из него последовательных материалистических выводов и идет на ряд уступок религии и господствовавшей в школах того времени телеологии (т. е. учению о целесообразности в природе). Так, признавая бесконечность процесса развития мира, К. вместе с тем верит, что этот процесс имел начало. Ни наличность материи, ни причина, в силу к-рой природа получила способность «самостоятельно развиваться из хаоса в совершенное создание», не могут быть, по К., постигнуты из одних механических принципов. Механические законы заключаются в материи, но не вытекают из нее, и причина мира есть, по К., не материя, а бог. «Что есть бог, очевидно из того, Что природа даже в первоначальном хаосе не может действовать иначе как планомерно, следуя определенному порядку» (Кант). Дуализм бога и мира таким образом сохраняется, хотя и в ослабленном виде: акт творения отделяется от процесса естественного развития.

К началу 80-х гг. 18 в. К. оформил учение, вошедшее в историю философии под названием «критической философии» и основанное на компромиссе науки и религии, материализма и идеализма (с явным перевесом в сторону идеализма), рационализма и эмпиризма. В основе работ К., развитых в период 1781 -— 1790 («Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1784; «Критика силы суждения», 1790), лежит мысль, по к-рой решению основных проблем философии—про-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.