< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 196.









КАТАР—КАТЕГОРИЯ    332

НАТА'Р (греч.)—воспаление слизистых оболочек, сопровождающееся появлением на поверхности их выделений с примесью слизи.

В зависимости от того, какие слизистые пора- • жаются, К. получает различные названия (катаральный бронхит, колит я т. д.). К. может быть острым и хроническим в зависимости от продолжительности его течения. Причиной К. может быть инфекция и различные физич. и химич. воздействия.


КАТАРА'КТА—помутнение хрусталика глаза.. Наиболее распространена старческая К. как ■следствие нарушения кровообращения и питания хрусталика; встречаются К., возникающие вследствие повреждений глаза, а также и профессиональные—при длительном действии на глаза тепловых лучей (напр, у стеклодувов) или при прохождении через тело высоковольтных токов. Понижение зрения при К. доходит почти до полной слепоты. При оперативном удалении из глаза мутного хрусталика зрение возвращается, но глаз слишком слабо преломляет свет и для ясности зрения нуждается в двояковыпуклом стекле.

КАТАРА'КТЫ (греч.)—водопады, образующие в русле при падении воды ряд ступенчатых уступов, напр, нек-рые пороги р. Нила, водопад на р. Тевероно близ Рима и т. п.

КАТАРРИ'НЫ (греч.) — узконосые обезьяны Старого света; отличаются узкой носовой перегородкой и 32 зубами (как у человека). Делятся на собакообразных, обладающих большей частью хвостами, защечными мешками и седалищными мозолями (павианы, мартышки, тонкотелые обезьяны), и на человекообразных (горилла, шимпанзе, оранг-утан и гиббоны).

КАТАРЫ (греч.—чистые)—религиозная секта, распространившаяся в 12 в. в торг. городах Сев. Италии и Юж. Франции. Догматика К., как и у более древних сект—богомилов (на Балканском п-ове) и манихеев,—дуалистическое противопоставление доброго и злого начал. Считая своих противников погрязшими во зле, они называли себя К.—«чистыми». К. находили приверженцев главным образом среди низших классов, страдавших от развития денежного хозяйства, сопровождавшегося обострением классовых противоречий. Южно-французские К. — альбигойцы—подвергнуты были истреблению ■сев.-франц. крестоносцами (Альбигойские войны в нач. 13 в.).

КАТАСТРО'ФА (греч.—переворот)—1) потрясающее внезапное событие, имеющее гибельный конец. 2) Термин античной поэтики, означающий момент разрешения столкновения основных противоборствующих сил в драме. К. не всегда является концом драмы, ее развязкой, но она определяет все ее дальнейшее направление.

КАТАФА'ЛК (итал.)—1) возвышение, на к-рое ставится гроб при заупокойном богослужении у католиков; 2) погребальная колесница.

КАТАФОРЕ'З—перенос мелких частиц, взвешенных в жидкости, в направлении электрич. тока, проходящего по жидкости. Происходит потому, что многие вещества в мелкораздробленном состоянии при соприкосновении с жидкостью заряжаются электрически, сама же жидкость заряжается электричеством противоположного знака. Если задержать взвешенные частицы пористой перегородкой, то перемещается жидкость; это явление называется эндосмосом, используется для очистки нек-рых жидкостей.

«

КАТАЯМА, Сен (1859—933)—организатор и вождь компартии Японии. Из бедной крестьянской семьи. В 1880 работал печатником в Токио, где вошел в социалистич. движение. Сотрудничал в журналах «Ри кого Дзаси» (Всемирное обозрение) и «Кокумин но Томо»

(Друг народа). В 1884 уехал в Америку, где работал батраком, поваром и т. д.; одновременно учился. С 1890 официально примкнул к социалистам. По возвращении в Японию (1897) организовал ^ стачки и был членом ЦК Р о -до Кумиай Киокай (Общество по созданию профсоюзов). Организовал и редактировал первую рабочую газету . «Родо Иосекай» (Рабочий мир). С 1898 по 1900—секретарь организованного им Союза металлистов. В 1901 был осужден за опубликование манифеста и программы организованной нм с.-д. партии (Сякай-Минсюто). В 1903 организовывал антимилитаристские митинги и демонстрации в Токио. В 1904 на международном Амстердамском социалистическом конгрессе, принадлежа к левому большинству конгресса, выступил против Русско-японской войны, демонстративно обменявшись рукопожатием с Плехановым. В 1905 организовал и редактировал социалистическую газету («Сякай Симбун»), вел решительную борьбу с анархистами. В 1906 был членом совета Нихон Сякайто (японская социалистическая партия). В 1912 был заключен в каторжную тюрьму на 9 мес. за революц. деятельность и за руководство стачкой трамвайщиков в Токио. В 1913 эмигрировал в Америку. Там издавал рабочую газету «Хеймнн» (Простой народ). В 1919 организовал в Америке первую японскую коммунистическую группу. Перевел книгу Ленина «Государство и революция». Один из организаторов и член первого ЦК КП США. В 1921 в Мексике организовал американское бюро Коминтерна и Профинтерна. В конце 1921 приехал в Москву. В этом же году на III конгрессе Коминтерна был избран членом ИККЙ и его президиума, каковым и оставался до смерти. В 1922—чл. президиума Конференции трехин-тернационалов в Берлине, в 1927—член президиума Лиги борьбы с империализмом, в 1932-член президиума Амстердамского антивоенного конгресса.Со времени организации МОПР(Международной организации помощи борцам революции) К. был заместителем председателя его исполкома. Перу К. принадлежат многочисленные статьи по вопросам революционного движения в Японии.

КАТЕГОРИ'Ч ЕСКИЙ — определенный, решительный.

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ—см. Императив.

КАТЕГО'РИЯ (греч.)—логическое понятие, в обобщенной форме отражающее раапичные стороны действительности, их взаимные связи и соотношения. Процесс познания от непосредственного чувственного восприятия. движется к вскрытию более глубоких сторон и связей действительности, обобщаемых нами в различных категориях. Степень обобщения различна, и следовательно К. в процессе нашего познания могут охватывать более узкий или более широкий ■«руг явлений. Таким путем образуются, с одной стороны, К. отдельных




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.