< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 199.









357 КАТОК—КАТОЛИЦИЗМ 35Ь-

С помощью К. л. в настоящее время исследуют внутреннюю структуру тел, так же как это делают рентгеновскими лучами (т. н. элек-тронограммы).

Лит.: Конобеевскпй С., Строение вещества,

2 изд., М., 1924; Физика (Сб. статей И. Тамма и др.), ч. 1, М.—Л., 1928

КАТОК—1) с.-х. орудие для поверхностного или подповерхностного уплотнения почвы, а также для дробления земляных глыб. Состоит из круглого сплошного или составного гладкого или кольчатого вала, прокатываемого по пашне. Гладкий К. применяется после заделки семян в сухую почву для привлечения влаги к прорастающим семенам, причем после укатывания надо рыхлить поверхностный слой волокушей, приделанной к К., или лёгкой бороной, чтобы устранить высыханпе почвы. Гладкие К. применяются также для уничтожения комков, для истребления вредителей, для придавлива-ния ботвы картофеля. К. раздробляет поверхностный слой, что ведет к распылению почвы, вызывающему заплывание ее п образование корки. Для раздробления глыб и более глубокого подповерхностного уплотнения применяются кольчатые, шиповые К. и К. Кембеля. 2) Машина, применяемая в строительном деле, особенно в дорожном строительстве, для уплотнения грунта. Чаще применяются са-модвижущиеся паровые и моторные К. двухколесного и трехколесного типа. 3) Ледяная площадка для катания на коньках.

КАТО'ЛИКОС (греч.—вселенский)—глава национальной самостоятельной церкви на Востоке. С 6 в.—титул патриархов армяно-гре-горианской церкви, а до 1811—и главы грузинской церкви.

КАТОЛИЦИЗМ (греч.), иначе католическая церковь — одно из христианских исповеданий, распространенное гл. обр. в Юго-Западной и Центр. Европе, Центр, и Южной Америке. Центром К. является Рим и главой церкви—римский епископ, папа, «наместник Христа» на земле (ср. Папская область).

К. сложился окончательно в самостоятельную религиозную организацию со времени так называемого разделения церквей в 11 в. В средние века сложилось учение о «сокровищнице заслуг хрпста и святых», находящейся в распоряжении церкви и ее главы, папы, к-рые могут на этом основании давать прощение грешникам (см. Индульгенция). Во 2-й пол. 19 в. были провозглашены на Ватиканском соборе два н :вых догмата: о безгрешности природы девы Марии («непорочное зачатие») и о «непогре-

н мости» папы в вопросах католич. учения.

На протяжении своей многовековой истории К. являлся и является могущественным побор-ником классового господства, угнетения и экс-плоатации масс, рассадником суеверий, гонителем «светского», независимого знания (осуждение Галилея, сожжение Дж. Бруно). Страницы истории папства запятнаны жесточайшим насилием (см. Инквизиция) п преступлениями.

Церковь и папство стали крупнейшей политич. силой в эпоху средневековья. Папы выступили с притязаниями на всемирное господство и стремились подчинить себе светскую власть (см Григорий VII, Иннокентий III). В союзе с итал. торговыми республиками (Венецией п др.) папство руководило Крестовыми похо-. 7ми. По словам Энгельса, «великим интернациональным центром феодальной системы была римско-католическая церковь. Несмотря на внутренние войны, она объединяла всю феодальную Западную Европу в одно огромное политическое целое, которое находилось в противоречии одинаково с греко-православным и магометанским миром» (Маркс, Избр. произведения, т. I, Партиздат, 1933, стр. 310).

Располагая огромными денежными ресурсами, церковь (и особенно монастыри) стала крупнейшим ростовщиком в средние века. Эпоха первоначального накопления, развития денежных отношений и притока богатств, извлекаемых из ограбления колоний (в Америке и Индии), отмечена глубоким моральным разложением духовенства и папского двора. Раздача индульгенций превратилась в обширную торговлю «прощением грехов»; процветала и торговля реликвиями (мощами и т. п.). Широкое движение, направленное против папства и римско-католической церкви, вылившееся еще в средние вв. в ряд сект (см. ВальОенсы, Альбигойцы) и затем в мощное движение Реформации (см. также Виклеф, Гус, Лютер, Цвингли, Кальвин), привело к тому, что К. был вытеснен из ряда стран на севере и западе Европы (см. Протестантизм). Церковь ответила на эти массовые движения ожесточенной реакцией (см. Инквизиция). Она мобилизовала свои силы, выдвинув для борьбы воинствующие ордена монахов: в 13 в.—францисканцев и доминиканцев (к-рым поручена была проповедь среди широких масс и инквизиционный суд), а в

16 в.—орден иезуитов, организованный на основе строго «военной» дисциплины. Вместе с тем в ответ на Реформацию церковь была вынуждена пойти на кое-какие внутренние реформы (см. Контрреформация).

Борьба восходящей буржуазии против устоев феодального строя неизбежно должна была быть связана с борьбой против опоры этого строя — церкви. Просветители (Вольтер) и материалисты 18 в. (Дидро, Гольбах) наносили сокрушительные удары перкви (девизом Вольтера было: «Раздавите гадину!»). Велась активная пропаганда атеизма (Мелье, Нэжон, Марешаль и др ). Во 2-й пол. 18 в. иезуиты были изгнаны из ряда стран (Португалия, Испания, Франция, Неаполь), и в 1773 папа вынужден был объявить орден распущенным. Сильный удар нанесен К. национализацией феодальной собственности духовенства и отделением церкви от государства в революционной Франции конца 18 в. Но с укреплением власти буржуазии, которая становится господствующим классом, она сама становится заинтересованной в закреплении своего господства и находит опору в церкви, идущей на службу к буржуазии. В 1801 первый консул Наполеон Бонапарт заключает конкордат с церковью, по которому духовенству обеспечивается государственное содержание. После падения Наполеона, когда церковь заключает союз с контрреволюционным дворянством (см.Реставрация), орден иезуитов восстанавливается.

С ростом бурж. демократии церковь ищет опоры в массах отсталой мелкой буржуазии а крестьянства и принимает участие в борьбе парламентских партий (см. Клерикализм).

Удар, нанесенный престижу папства взятием Рима итал. войсками (1870) и потерей папами светской власти, парируется провозглашением (на Ватиканском соборе, 1870) догмата «непогрешимости» папы, усилением папского абсолютизма в церкви и еще более созда-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.