< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 200.









369    КАТОЛИЧЕСКАЯ РЕ АКЦИЯ—КАТОРГА    овО

нием в ряде стран сильных клерикальных партий | католич. Центр в Германии успешно выдерживает борьбу с всесильным Бисмарком (см. Кулътуркампф)\.

Рост революционного рабочего движения привлекает внимание католич. церкви. Еще в

1-й    пол. 19 века возникает т. н. христианский социализм, призывающий к разрешению «социального вопроса» путем «христианской любви», под руководством всеспасающёй церкви. Этот «социализм» помогал церкви усердно выполнять роль агента буржуазии, роль, получившую особенное значение после подавления революции 1848. Католические профсоюзы вносят раскол в рабочее движение, привлекая в свои ряды политически отсталые слои католических рабочих и служащих.

На службе капитализма находится много-числ. армия католич. миссионеров, занимающихся религиозной пропагандой в колониях и полуколониальных странах, где они являются разведчиками империалистич. завоевателей (см. Миссионерство).

В послевоенное время церковь заключила ряд новых конкордатов с новообразованными гос-вами (Польша и др.), с фашистской Германией, а в 1929, по Латеранскому соглашению с фашистским пр-вом Италии, резиденция папы, Ватикан, признана самостоятельной территорией особого государства. Этим соглашением был положен конец длительному конфликту с Италией, а также острой борьбе из-за католических организаций (партия «Пополяри» и юношеские орг-ции), которые были распушены пр-вом Муссолини.

Клерикальные партии, воспринявшие фашистские методы борьбы и демагогии, приняли деятельное участие в свирепом подавлении рабочего движения в Австрии (см. Шуц-бунд) и Испании (военно-фашистский мятеж 1936). В гитлеровской Германии, где распущены были католическая партия Центра, католические профсоюзы, организации католических женщин, молодежи и др., возникла закончившаяся компромиссом в 1936 борьба за влияние на католические массы, от к-рого К. не желал отказаться. Фашизм обвинял К. в интернационализме, объярлял его противным «германскому духу». Во Франции К. выступает в первых рядах противников коммунизма, но враждебен фашистско-монархической орг-цпи «Аксионфрансез», проповедующей возврат к античным (языческим) традициям древнего Рима. Демагогические выступления заправил церкви (с папой во главе) не мешают им выступать озлобленнейшими врагами коммунизма и СССР. Так, папа Пий XI проповедывал в 1930 крестовый поход против Сов. союза. Католические рабочие массы, под напором революционного движения пролетариата, начинают все более и более втягиваться в движение народного фронта.

Лит.: Маркс и Энгельс о религии и борьбе с нею,

2 тт., Москва, 1933; Преображенский В., История -Западной Европы до эпохи промышленного капитализма, Харьков, 1931 (главы о церкви); Коровин Е., Католицизм как фактор современной мировой политики, Москва—Ленинград, 1931; Розенов Э., Против попов (Очерки религиозной борьбы 16—17 вв.), 10 вып., М., 1923—25.    А. Луу'.ачевский.

КАТОЛИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ — в середине и во

2-й    пол. 16 в. движение в защиту католицизма, направленное против реформации. См. Контр-реформация.

КАТОЛИЧЕСКИЕ СОЮЗЫ МОЛОДЕЖИ — см. Христианские ассоциации молодеоки.

9

КАТОН. 1) Марк Порций, Старший (234— 149 до хр. э.)—римский государственный деятель и писатель, представитель консервативного провинциального среднего землевладения. В 195—консул, в 184—цензор. Непримиримый враг Карфагена (знаменита фраза К., которой он постоянно заканчивал свои речи в сенате: «Кроме того полагаю, что должен быть разрушен Карфаген»), противник увлечения греческой культурой и нравами, К. пытался восстановить старые римские традиции. 2) Марк Порций, Утический, или Младший (95—46 до хр. э.)—правнук предыдущего, в 62—народный трибун, в 54—претор, глава аристократич. республиканской партии в борьбе против Цезаря. Не желая пережить падения аристократической республики, лишил себя жизни.

КАТО'ПТРИКА—отдел физики, изучающий отражение света и оптические приборы, основанные на отражении. См. Оптика.

КАТОРГА, каторжные работ ы—принудительные тяжелые работы, соединенные с заключением в особых каторжных тюрьмах, лишением всех прав и ссылкой. В средние века в гос-вах бассейна Средиземного м. преступников заставляли работать гребцами на военных гребных судах, галерах, называвшихся по-греч. каторгами (отсюда и слово «К.»).

К. в царскойРоссии. Возникла К. в России при Петре I. Строительство новых городов, портов и крепостей вызывало усиленную нужду в рабочих руках. Пр-во прибегало в широких размерах к каторжному труду. Первой К. был Азов (с 1696). Не надолго была создана и морская К. (на галерах). В 1703 каторжные работы были введены при сооружении Петербурга. С 1704 ссылка в Сибирь была заменена 10-летними каторжными работами. В 1722, с обнаружением в Нерчинском районе золота и серебра, ссылка в Сибирь была восстановлена. Нерчинская К.—первая К. в Сибири. Во 2-й пол. 18 в. каторжный труд был сосредоточен в двух районах—Екатеринбургском и Нерчинском. У рал ьс ка я (Екатеринбургская) К. просуществовала до 1800, Нерчинская до революции 1917 оставалась центром сибирской К. Работали каторжане не только в рудниках, но и на заводах. Особенно тяжела была солеваренная К. Каторга была связана с мучительством (с битьем кнутом, клеймением, заковкой в кандалы).

В начале 19 века пр-во стаю рассматривать К. как способ колонизации далеких окраин. К. в Европейской России была уничтожена, и с К. связана была вечная ссылка в Сибирь по отбытии К. В 50-х гг. К. была перенесена на золотые прииски р. Кары, составлявшие часть кабинетских земель, т. е. собственность царя. Режим карийской К. был особенно зверским. Каторжная добыча золота быстро привела к истощению золотоносных земель. Каторжане разбегались. В 1869 была упразднена К. в Вост. Сибири (она осталась для уроженцев Сибири). В Пскове, Вильно, Новоборисоглеб-ске, Новобелгороде, Перми, Симбирске, Тобольске и Александрове (близ Иркутска) были устроены каторжные тюрьмы, или централы. Суровый режим в централах, при отсутствии каких бы то ни было работ, приводил к быстрому вымиранию заключенных. В 1879 централы были уничтожены, и К. снова перенесена в Вост. Сибирь. Центром К. вновь стал Нерчннский окр., где были сосредоточены тюрьмы: Зерентуйская, Мальцевская (жен-


1-



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.