< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 237.









КИНДЕРБАЛЬЗАМ—КИНЕМАТОГРАФИЯ    434

поступать внутрь корабля. К. уетанавливает-€я даа мяииа—а» (в случае необходимости) погребов с взрывчатыми веществами, для подачи воды в холодильники машин, для продувания за борт воды из котлов и пр.

КИНДЕРБАЛЬЗАМ, подъемные каплп— излюбленное народное средство, широко применявшееся при болях в области живота после подъема тяжести, родов и т. п. К - действует только как легкое ветрогонное, т. к. главными составными частями являются эфирные масла.

НИНЕЛЬ—правый приток р. Самары. Длина ок. 400 км.

КИНЕМА'ТИКА (по-греч. — наука о движении)—отдел теоретической механики, изучающий движение тел, форму пути, скорость, ускорение движения тела. К. дает лишь описание движения, но не выясняет причин, производящих это движение. К. делится на К. точки, К. твердого тела, К. изменяемых тел (см. Механика).

КИНЕМАТОГРАФИЯ (греч. — изображение движения), кин о—фиксирование на светочувствительной пленке при помощи киносъемочного аппарата объектов видимой действительности (или инсценировки), а также одновременно звуков (кино звуковое) и воспроизведение заснятого на экране. Кино изобретено в 1895 Луи Люмьером.

Освоив культуру театра (мизансцены), живописи (композиция кадров) и литературы (драматургия), киноискусство выработало постепенно самостоятельные принципы изложения содержания и изображения действительности и стало мошным средством художественного воздействия на массы, в особенности с изобретением звукового кино. С освоением цветного и рельефного кино К. предстоит новое обогащение художественными средствами.

Первоначальное развитие К. характеризуется подражанием театру, попытками воспроизвести на экране обычные приемы актерской работы и декоративного оформления. Большое влияние оказывает и цирк (пантомимы, клоунады), гл. обр. в первых опытах комических фильмов. Начало художественной К. относится к 1906—08 [постановки амер. кинорежиссера Гриффита, французского объединения творческих работников «Фильм д’Ар» (Film d’Art) и итальянские большие исторические картины]. Наибольших успехов достигает во время империалистской войны американская К., когда К. Европы приходит в упадок («Нетерпимость», 1916, «Сломанная лилия», 1919, и «Водопад жизни», 1920, Гриффита). В европейской, гл. обр. германской К. в период после окончания 1з:периалистской воины ведущее место занимает экспрессионизм («Кабинет д-ра Калпга-си» реж. Роберта Винэ, 1919; «Д-р Мабузо» .-:ж. Фрица Ланга, 1919; «Несоферату» реж. Фридриха Мурнау, 1922, и др.).

В период относительной стабилизации капитализма в мировой К. наблюдается переключение основной массы кинопродукции на развлекательные жанры (салонные и мюзик-холл-ные комедии и фарсы). Обострение капиталистических противоречий вызывает рост шовинизма («Нибелунги» реж. Ф. Ланга, 1923; Фредерикус-Рекс» реж. А. Черепи, 1923; «Америка» реж. Д. Гриффита, 1924) и милитари-тич.-ской пропаганды, подготовляющей мас-; н:вым империалистическим войнам и ин-герэенпням («Крылья» реж. Уэллмена, 1927; U-rHi лавы» реж. Р. Уолша, 1927; «Верден» реж. Л. Пуарье, 1928, и мн. др.). Радикальные мелкобуржуазные течения в кино противопоставляют формальное новаторство шаблониза-ции традиционной К. Отказ от казенного оптимизма, неудовлетворенность художника действительностью, появление пессимистических настроений выражены в таких фильмах, как «Парижанка» реж. Чарли Чаплина (1923), «Алчность» реж. Эрика Штрохейма (1924), «Ниший верхом» реж. Джемса Крюза (1925), «Большой парад» и «Толпа» реж. Кинга Видора (1926 и 1928). В германской К. левые группировки показывают усиление социальной насыщенности в таких фильмах, как «Безрадостная улица» реж. Пабста (1925). Во Франции левые, объединившиеся в группу «Авангард», до некоторой степени впадают в эстетизм и отрыв от социальной действительности («Пески» реж. Кирсанова, 1927; «Падение дома Эшер»реж. Жана Эпштейна, 1927, и др.).

В период мирового экономпч. кризиса в бурж. странах наблюдается стремление обойти его молчанием в массовых фильмах. Наряду с этим экраны наводняются милитаристическими, шовинистическими фильмами, пропагандирующими фашистскую идеологию. Гитлеровский переворот в Германии обратил киноискусство в орудие наглой фашистской демагогии, причем художественный уровень этих фильмов очень низок («Юный гитлеровец Квеко»,«Хане Вестмар», «Беглец» и др.).

В среде радикальных группировок мировой К. в период кризиса наблюдается усиление пессимистических тенденций, настроений безвыходности («Новые времена» и «Огни большого города» реж. Чарли Чаплина, 1931; «Я— беглый каторжник» реж. Мервина Ле Рой, 1932; «Джентльмены родились» реж. Альфреда Грин,

1934, и др-)- Кризис привел мировую К .в идейный тупик, для выхода из к-рого у нее нехватает творческих сил. Наиболее талантливые художники в основном создают фильмы, выражающие идеи обреченности, неудовлетворенности действительностью.

СоветскаяК.в отличие от буржуазной находится на подъеме. Партия считает кино-«могущественнейшим средством коммунистического просвещения и агитации» [XIII съезд ВКП(б)|, средством отдыха и разумного развлечения. Ленин определил кино как важнейшее из всех искусств. Сталин высказался на

XIII съезде ВКП(б) о кино как о «величайшем средстве массовой агитации». В приветствии киноработникам, посланном Сталиным по случаю юбилея советской К. в 1934, он сказал, что кино «помогает рабочему классу и его партии воспитывать трудящихся в духе социализма, организовывать массы на борьбу за социализм, подымать их культуру и политическую боеспособность».

В дореволюц. России развитие К. было подчинено в сильной степени влиянию заграничных фильмов, французских и итальянских. Свои собственные режиссеры и артисты (В. Холодная, Мозжухин, Максимов, Полонский и др.) не обладали подлинной актерской культурой. Отсюда крайне низкий художественный уровень фильмов, поставленных фирмами. Ханжонкова, Дранкова, Ермольева и др. В эпоху гражданской войны операторы Тиссэ, Ермолов, Гибер, Новицкий снимают хронику на Южном, Восточном, Польском фронтах и в тылу (конгрессы Коминтерна, политические и общественные события). Одновременно вы-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.