< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 238.









435    КИНЕМ АТ ОГ РАФ ИЯ    436

пускаются короткометражные агитки («Уплотнение», «Глаза открылись», «За светлое царство 3 Интернационала^, «О попе Панкрате», «Красноармеец, кто твой враг?»). За 1918—21 выпушено свыше 50 агиток. С началом нэпа наладилось производство полнометражных художественных фильмов. Первые полнометражные фильмы («Скорбь бесконечная», «Чудотворец» реж. А. Пантелеева), как в дальнейшем и фильмы А. Ивановского, В. Гардина, П. Чардынина, сохранили печать влияния дореволюционной театральной культуры. Собственные средства выразительности советского киноискусства начинают складываться в мастерской реж. Л. Кулешова. Из мастерской Кулешова вышли киноактеры: Фогель, Комаров, Хохлова и режиссеры: Пудовкин, Барнет. В отличие от Кулешова, вначале экспериментатора и формалиста, Дзига Вертов делал фильмы исключительно на советской тематике, пытаясь найти для ее реализации новую форму («Кино-правда», 1922—24; «Кино-глаз», 1924). «Киноки» (отслова «кино-око», или «кино-глаз») отрицали работу в ателье, снимали свои веши без участия актера и без сценариев. Вертов впадал в левачество и эмпиризм. Тем не менее ему удалось сделать ряд интересных произведений («Шагай, Совет», 1926; «Шестая часть мира», 1926—27; «Одиннадцатый», 1928; «Человек с киноаппаратом», 1929), из к-рых наибольшую ценность представляют «Три песни о Ленине» (1933).

На рубеже между восстановительным п реконструктивным периодами и позже складываются другие основные течения советского кино: школа интеллектуального кинематографа С. Эйзенштейна, Фэкс (фабрика эксцентрического актера), руководимая реж. Г. Козинцевым и реж. Л. Траубергом, реалистическая школа В. Пудовкина и искусство А. Довженко. Реж. С. Эйзенштейн (фильмы: «Стачка», 1925; «Броненосец Потемкин», 1926; «Октябрь», 1927; «Старое и новое», 1929) создал кинематограф большого политического содержания. В целях придания высокой идейности произведениям, сделанным в жанре революционного эпоса, он стал однако на неправильный путь, отказавшись от фабулы и индивидуальных героев, оперируя вместо образов понятиями, а вместо изображения героев—изображениями поведения масс.

Фэкс или фэксы, будучи вначале сторонниками эксцентризма, отрицали психологию; переживание героев они заменили искусством трюков («Похождения Октябрины», 1924; «Чор-тово колесо», 1926; отчасти «Шинель», 1926). Впоследствии фэксы, отказавшись от эксцентризма, создали ряд ценных произведений («Союз великого дела», 1927; «Новый Вавилон», 1929; «Юность Максима», 1934). Фэксы воспитали школу актеров (Герасимов, Костричкин, Соболевский, Жеймо, Магарилл, Кузьмина).

Рож. В. Пудовкин в отличие от Эйзенштейна работал над проблемами фабульного и актерского кинематографа. Темы первых фильмов он заимствовал из истдрии русского революционного движения («Мать», по повести М. Горького, сценарий Н. Зархи, 1926) и из истории Октябрьской социалистической революции («Конец С.-Петербурга», 1927, и «Потомок Чингис-хана», 1928). Он брал своих героев из среды людей, к-рые, преодолевая навыки мелкобуржуазной психологии, шли к революции и становились борцами за ее дело. Пудовкин

создал галлерею ярких образов (мать в исполнении В. Барановской, парень в исполнении Чувелева). Позже из перечисленных мастеров вступил в кинематограф украинский реж. А-Довженко. В своих фильмах («Звенигора». 1927; «Арсенал», 1928; «Земля», 1930; «Аэроград», 1935) он соединил реализм с романтикой. Работая на революционной тематике (Октябрьский переворот, социалистическая перестройка деревни), он насытил революционный эпос патетической силой и глубокой поэзией. Своими завоеваниями советский кинематограф был обязан не только кинематографии РСФСР, но и киноискусству остальных социалистических республик Союза: Украины (Ка-валеридзе—«Колинвшина»), Грузин (Н. Шен-гелая—«Элисо», М Чиаурели—«Последний маскарад», М Калатозов—«Джим Шуанте»), Бе-| лоруссии (Ю. Тарич—«Лесная быль», В. Корш—

: «Первый взвод»), Армении (А. Бек-Назаров— «Дом на вулкане», «Пэпо») и др.

Первые звуковые фильмы появились в СССР в 1930. Они, как и следующие затем картины, были записаны частью по системе инж. А. Шо-рина. частью по системе ннж. Тагера и несколь-I ко фильмов по системе Охотникова. Звуковое | кино как искусство было впервые освоено в фильмах «Путевка в жизнь» Н. Экка и «Одна» Г. Козинцева и Л. Трауберга. В последующих произведениях («Златые горы» С. Юткевича, «Дела и люди» А. Мачерета, «Встречный» Ф. Эрмлера и С. Юткевича) звуковое кино достигает большего идейно-художественного совершенства. Наравне с тематикой сов. действительности звуковая К. приступает к освоению тематики классической литературы («Иудушка Головлев» А. Ивановского, «Гроза» В. Петрова, «Петербургская ночь» Г. Рошаля). Начатая в 1932 борьба за повышение культуры и значение сценария, за актера и крепкий сюжет, за изображение глубоких образов и характеров дает свои результаты. Советская К. преодолевает формалистические, механистические и идеалистические ошибки. Стиль социалистического реализма побеждает в фильмах: «Чапаев» Г. и С. Васильевых, «Крестьяне» Ф. Эрмлера, «Юность Максима» Г. Козинцева и Л. Трауберга, «Летчики» Райзмана. В 1934 советские фильмы премируются на международной киновыставке в Венеции.

Фильмы Эйзенштейна, Пудовкина, Довженко и бр. Васильевых выдвинули школу советского киноискусства на одно из первых мест в мире. Огромный культурный рост страны, гигантский подъем материального и культурного уровня трудящихся СССР ставят перед советской К. исключительно большие задачи. Ее успехи уже недостаточны, чтобы полностью I удовлетворить растущие запросы трудящихся нашей страны. В конце 1935 поставлен вопрос

о перестройке организационно-технической базы К., о создании на юге СССР советского Голливуда (см. Кинопромышленность).

Лит.: Балаш Б., Видимые человек, Москва, 1825; его же, Культура кино, Л.—М., 1925; его же, Дух фильма, Ы„ 1935; Ыуссинак Л., Рождение кино. Л., 1826; Фомичева О., Кино за кордоном, Киев, 1930; Лихачев Б., Кино в России, ч. 1, Л., 1927; Руководящие постановления по кино (Резолюции и постановления ЦК ВК11(В), Всесоюзного парт, совещания по кино и Первого всеросс. сценарного сове щания], Теакинипечать, Л.—М., 1929; Лебедев П., К вопросу о специфике кино, М.—Л., 1935; Книга сценариев, Кинофотоиздат, М., 1935; Болтан-с к и и Г., Ленин и кино, М.—Л., 1925; Пиотровский А., Художественные течения в советском кино, Л.—М., 1930; Иезуитов Н., Пути художествен




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.