< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 239.









КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ—КИНО ЗВУКОВОЕ    438

иого фильма, Кинофотоиздат, М., 1934; Кулешов Л., Искусство кино, М., 1929; его же, Практика кинорежиссуры, М., 1935; Пудовкин В., Кинорежиссер и киноматериал, М., 1926; его же, Актер в фильме, М., 1934.    Э. Арнольди и Н. Иезуитов.

КИНЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ—отдел физики, изучающий свойства вещества в различных состояниях как результат движения и взаимодействия мельчайших частиц (атомов и молекул). К. т. основана на статистическом методе и оперирует со средними и вероятными значениями величин, характеризующих свойства и состояния отдельных молекул. Основателями К. т. являются Клаузиус, Максвелл и Больцман. В дальнейшем К. т. разрабатывалась Смолу-ховским, Планком, Эйнштейном и др. Главной и первоначальной заслугой К. т. является раскрытие понятия тепловой энергии как кинетической энергии хаотического движения молекул. Темп-ра—мера интенсивности этого движения. Наиболее полно разработана К. т. газов, в к-рых закон взаимодействия молекул особенно прост. В среднем молекулы газа находятся на больших, по сравнению с их размерами, расстояниях. Поэтому силы между-молекулярного притяжения, значительные в твердых и жидких телах, в газах весьма малы. Взаимодействие молекул газа сводится в основном к упругим столкновениям. Число таких столкновений весьма велико, в среднем каждая молекула претерпевает десятки миллиардов столкновений в секунду и поэтому, несмотря на значительную скорость движения (порядка 1 км/сек.), молекула пробегает прямолинейно лишь очень небольшой путь. Чем выше темп-ра газа, тем быстрее в среднем движение молекул. Давление газа на стенки сосуда есть результат бомбардировки их молекулами газа. К. т. позволяет весьма просто объяснить все основные законы газов (Бойля-Ма-риотта, Гей-Люссака), диффузию и др. В настоящее время К. т. представляет одну из наиболее полно разработанных глав физики.

Лит.: Блох Е„ Кинетическая теория газов, 2 изд., М.—Л., 1932.    Д. Блохиииев.

КИНЕТИ’ЧЕСНАЯ ЗНЕ'РГИЯ — энергия движения, т. е. запас энергии, обусловленный движением тела. К. э. тем больше, чем больше масса и скорость движущегося тела. К. э. равняется V* произведения массы тела на квадрат его

скорости (^|-); выражение это имеет также не

совсем удачное название «живая сила». У падающего тела К. э. увеличивается за счет убывания потенциальной энергии.

КИ'НЕШМА—город, р. ц. НПО, пристань на Волге и ж.-д. станпия; 62 тыс. жит. (1935). К.—один из важнейших, в области пром. центров и крупнейший ее пункт перевалки грузов с Волги на ж. д. Реконструируются хлопчатобумажные ф-ки, крупные мельницы, фибровая ф-ка, химич. з-д вблизи города. В р-не залежи фосфоритов, горючих сланцев, значит, развитие кустарных промыслов (сапожного и др.).

КИНИКИ—школа в древнегреч. философии конца 5 в. и нач. 4 в. до хр. э. Название К. произошло либо от площади «Киносарг»—места, где собирались неполноправные афинские граждане, либо от прозвища «собаки» (по-греч. «кюнео), прозвища, данного афинянами представителям этого течения. Основатель школы К.—Антисфен, его ученик—Диоген из Синопа. К школе К. принадлежали также Кратес (учитель стоика Зенона) и его жена Гиппархия. Киническая философия возникает в эпоху кри еиса афинской рабовладельческой демократии и дальнейшего развития торгового капитала в прежде отсталых экономически и политически государствах Греции. В связи с этим происходит нарастание противоречий между богатыми и бедными; с одной стороны, появляются быстро разбогатевшие представители крупного (в масштабе античности) торгового и ростовщического капитала, с другой стороны, происходит усиленное обнищание и разорение широких масс древнегреческого демоса. В учении К. находит отражение идеология этих слоев. Направленное против рабовладельческой культуры, доводящее ее критику до осуждения собственности и государства и даже рабства, киническое учение в то же время не дает какой-либо конкретной программы общественной деятельности, выражая социальную бесперспективность античных пауперов. К.—сторонники этического индивидуализма; нравственные задачи индивида сводятся к подавлению страстей и сведению всех потребностей к минимуму, причем их удовлетворение должно происходить в наиболее простой и грубой форме; отсюда учение об «апатии», бесстрастии, равнодушии к богатству, чести, браку, семье и вообще ко всей культуре (Диоген, по преданию, жил в бочке и предпочитал пить воду из пригоршни). Только этим путем достигается, по мнению К., истинное благо — беззаботная самодовольная жизнь. «С сумой и в рубище проводит он жизнь, как праздник, среди шуток и смеха»,— говорит Плутарх про Кратеса.

Общефилософские положения К. развивались ими (напр. Диогеном) в борьбе с объективным идеализмом Платона. Отрицая существование платоновских идей (метафизически противопоставленных Платоном единичным чувственным вещам), К. заняли противоположную позицию: они признавали лишь существование единичного, чувственного, общие же понятия считали бессодержательными названиями. Здесь выступает известная материалистическая тенденция, принимающая форму своеобразного номинализма.

Лит.: Г о м п е р ц Т., Греческие мыслители, т. II, СПБ, 1913 (идеалистин.).

КИНО — богатый дубильными веществами, обыкновенно яркокрасный порошок, полученный из высохшего сока коры ряда тропических деревьев из сем. бобовых и из эвкалиптов. Идет в дубильном, красильном деле, употребляется в медицине.

КИНО—см. Кинематография.

КИНО ЗВУКОВОЕ—имеет своей задачей показать зрителю не только изображение, но и речь, и музыку, н шумы, т. е. все то звуковое оформление, к-рое предусмотрено сценарием. Для получения звукового фильма в ателье помещается один или несколько микрофонов. Звуки, воспринимаемые микрофоном, преобразуются им в электрические колебания. Последние усиливаются до необходимой степени в специальных усилительных устройствах, после чего попадают в специальный звукозаписывающий аппарат, где эти колебания соответствующим образом фиксируются. Из существующих способов записи практическое распространение получили два способа: 1) запись звука производится осцилографом на основе взаимодействия между постоянным магнитным полем II металлической нитью, по которой идет переменный ток звуковой частоты от усилительного устройства, и 2) запись звука производится конденсатором Керра на основе способности




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.