< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 24.









43 ИСПАНСКОЕ ИСКУССТВО—ИСПАРЕНИЕ

1

го стиля и связанная с ней скульптура, находившиеся под сильным влиянием южнофранцузского искусства (богато декорированный скульптурой собор в Сант-Яго де Кампосте-ла). Романский стиль с 13 в. начинает сменяться проникшими из Сев. Франции готической архитектурой и скульптурой, искусством, характерным для средневековых торговых городов Зап. Европы (см. Готика). Фасады стремящихся ввысь соборов, городских ратуш и бирж украшены скульптурными фигурами, получающими все более натуралистический характер (соборы в Бургосе и Толедо, фасад ратуши в Барселоне и др.). В копие средневековья (14—

15 вв.) распространяется декоративный стиль «мудехар», своеобразное соединение готики и мавританского искусства.

Готические традиции долго сохраняют свое значение. Но с 15 в., особенно же с 16 в. И. и. воспринимает формы передового искусства того времени, итальянского Возрождения. Во 2-й пол. 16 в. пышная декоративность испанского Возрождения и смешанного стиля «платереско» сменяется холодным монументальным стилем «эрререско» времен централизованной монархии Филиппа II (построенный архитектором Эррерой загородный дворец-монастырь Эскориал). Скульптура и живопись окончательно освобождаются от подчинения архитектуре. В живописи сказывается сначала влияние реалистического нидерландского искусства (школы ван-Эйка). Нидерландское искусство послужило школой испанскому натурализму, характерному для «золотого века» Й. и. (17 в.). Итальянские «маньеристы», продолжатели Микелъ Анджело, и итал. натуралисты школы Караваджо научили испанцев гибкому, выразительному рисунку, патетической композиции и эффектам светотени. Характерна для И. и. остро-натура-листическая резаная на дереве и раскрашенная скульптура (скульпторы Верругете Ордоньес, Монтаньес, Кано и др.).

Родоначальником испанской живописи эпохи Барокко (17 в.) был уроженец о-ва Крита Тео-токопули, прозванный Эль Греко (ок. 1547— 1614), ученик венецианцев, аклиматизировав-шихся в Испании. Его мерцающие нереальные краски выражают мистическую экзальтацию католицизма. Фанатизмом и набожностью окрашено творчество Риберы (1588—652) и С у р -барана (1598—664). Но в испанской живописи 17 в. заметна также и струя оригинального светского реализма, отражавшего вкусы отчасти придворных кругов, но гл. обр. буржуазии, связанных с морской торговлей Севильи, Валенсии и др. Величайший реалист И. и.—севилец Веласкес (1599—660), придворный портретист и автор монументальных жанровых полотен, в к-рых, наряду с прославлением гос. мощи Испании («Сдача гор. Бреды»), нашли место картины из жизни трудового люда («Ткачихи»). Влияние религиозно-церковного искусства сказывается в творчестве последнего великого реалиста 17 в.—М у р и л ь о.

В 18 в. И. и. являет картину полного упадка. Расцветает академизм. Но на рубеже 18—19 вв. выдвигается гениально одаренный Гойя (1746— 1828), художник с ярким реалистическим чутьем и острый сатирик в портретах, сценах из народной жизни и карикатурах (офортах).

И. и. 19 в. проходит через все фазы развития, свойственные всему зап.-европ. искусству: классицизм, романтизм (Прадилья) .натурализм (Мадрасо, Фортунио, Соролья), импрессионизм

и стилизованный неореализм во всех их разновидностях (пейзажист Русиньоль, портретист и жанрист Зулоага, Англада и др.). Лишь в последние годы, наряду .с бурж. искусством, начинает развиваться связанное с революционным рабочим движением оригинальное графическое искусство в творчестве острых рисовальщиков—

X. Б. Ачера (псевдоним Шум) и Элиоса Гомеса, создателя революц. плаката и рисунков, бичующих испанский фашизм.

ИСПАНСКОЕ НАСЛЕДСТВО, война за И. и.

(1701—14)—война между франц. королем Людовиком XIV и коалицией Австрии, Англии и Голландии, связанная с вопросом о замещении испанского престола, претендентами на к-рый выступали внук Людовика XIV, Филипп Анжуйский, и сын римско-германского императора Леопольда I Карл Габсбургский. Война закончилась Утрехтским и Раштатским миром: Испания с ее колониями осталась за Филиппом (Филипп V), который отказался в пользу Австрии от Юж. Нидерландов (Бельгии), Милана, Неаполя и Сардинии и от Гибралтара в пользу Англии, завладевшей им в 1704. Война за И. и. была решающим моментом в процессе упадка Испании, к-рая стала объектом поли-тич. вмешательства других держав, лишилась обширных европ: владений вне Испании и принуждена была отказаться от важнейшего морского стратегич. пункта в самой Испании.

ИСПАНЦЫ — 1) в более широком смысле нация, составляющая население Испании, а также значит, группы эмигрантов из этой страны. Колонизовали значит, часть т. н. Латинской Америки, где, б. ч. смешавшись с индейцами, образовали ряд т. н. испано-американских народностей. Испанская крестьянская беднота и с.-х. пролетариат дают значит, число эмигрантов. Общий язык их— испанский. Всего И. приблизит. 251/2 млн. ч., включая испанских эмигрантов во Франции—

1/2 млн. ч. и в Аргентине—св. 800 т. ч. В это число входят, кроме испанцев в тесном смысле, % каталонцы (4 млн.), гальеги (св. 2 млн.) и испанские баски ('/а млн.). 2) И. в тесном смысле—численно преобладающая народность среди И. в широком смысле, приблизит. 211Д млн., из коих в самой Испании—171/? млн. ш 24 млн. (приблизит.)ее населения (1930). Романский народ, потомки романизированных келътиберов, вторгшихся в эпоху Великого переселения германских народов — вестготов и др.—и завоевавших в 8 в. Испанию мавров.

ИСПАРЕНИЕ—медленный переход жидкости в газообразное состояние, происходящий со свободной поверхности жидкости. И. ускоряется при повышении темп-ры жидкости, т. к. при этом скорость движения молекул жидкости возрастает и большее их количество делается способным преодолеть силы молекулярного сцепления и оторваться от ее поверхности. И. прекращается, когда количество вылетающих из жидкости молекул равно количеству молекул,- оседающих в то же время из пара в жидкость. Если же пар все время удалять с поверхности жидкости, напр, дуть на нее, то И. усиливается. Уменьшение давления также ускоряет И. Так как частицы, оторвавшиеся от поверхности жидкости, обладают большей скоростью, чем остающиеся в жидкости, то И. сопровождается потерей нек-рого количества теплоты, т. н. скрытой теплоты парообразования (см. Скрытая теплота)..И. играет основную роль




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.