< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 248.









453    КИРГИЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА—КИРГИЗСКАЯ МУЗЫКА    454

феодального могущества и предсказывают приближающуюся гибель феодального строя. Наиболее талантливый из них—Ариетанбек—предсказывает завоевание киргизов русскими.

В период завоевания киргизов русским царизмом выделяются поэты-певцы: Клып, Кал-мурза, Токтонул и др., мечтающие о возрождении киргизского народа. Поэт Клыч бичует изъяны погибающего феодального строя, бичует баев-манапов, чиновников-взяточников, проклинает угнетателей киргизского народа, но все же его стихи проникнуты идеологией господствующих классов. Поэт Исака, вышедший из простонародья («букара»), наиболее объективно вскрывал тот двойной гнет, который терпел киргизский народ и от своих и от чужих угнетателей.

Первые писатели-поэты дореволюционного периода были буржуазными романтиками. Они проповедывали ярый национализм, воспевая времена «Манаса» и прошлое феодальное могущество. Виднейшим представителем этого течения был Тыныстанов Касым, по стопам которого шли писателп-поэты Карачев, Кенен-сарин Б., Кокенов Ш. и др., которые до последнего времени пытаются протаскивать в печати своп контрреволюционные взгляды.

Киргизская письменность окончательно оформилась только с введением латинского алфавита (1928).

В жестокой борьбе с байско-манапскими писателями выросли кадры пролетарских советских писателей. В то время как Тыныстанов посвятил первые своп стихи контрреволюционной партии «Алачу», пропагандируя национализм, первые стихи ведущего пролетарского поэта Токомбаева Аалы были посвящены Ленину. Оба эти произведения появились в киргизской печати одновременно. Борьба привела к полному разгрому байско-манапских писателей.

В наст, время (1936) Союз советских писателей Киргизии насчитывает около 25 членов и кандидатов. Все это—молодежь, большинство—комсомольцы, выдвинувшиеся за последние 5—6 лет. Уже признанными, давшими образцы киргизской советской поэзии и прозы являются: Токомбаев Аалы, Турусбеков Юсуп, Бокомбаев Джоомарт, Маликов Кубанычбек, Элебаев Мукай. Из них особенно велика роль Токомбаева Аалы, первого представителя киргизской советской литературы, возглавлявшего борьбу против байско-манапских писателей. Он возглавлял литературную молодежь не только в области политической борьбы: велико его влияние и как мастера художественного слова. Он является единственным поэтом, который поднял народный язык до уровня литературного языка. Основные его произведения: «Кровавые годы»—роман в стихах

о кирг изском восстании 1916, стихи «О Ленине», «Пленник Марат»—поэма из жизни иностранных революционеров, «Зеркало женщины»—стихи о раскрепощении женщины, поэма «Ишим-сирота» из дореволюционной жизни батраков, стихи «Киргизстан» о соц. строительстве Киргизии и др.

Наряду с Токомбаевым выделяется писатель Турусбеков, автор первой музыкальной драмы на киргизском языке «Аджал Ордуна», посвященной восстанию 1916, где в художественной форме показана борьба киргизских трудящихся с царским правительством и киргизскими баями-манапами. Поэт Бокомбаев написал поэмы: «Золотая девушка», «Как Янгак», «Кзыл-Кия». Первая посвящена раскрепощению женшины, а остальные—жизни шахтеров. Нужно отметить также писателя Элебаева, написавшего бытовой роман «Дальний путь», посвященный жизни киргизского аула пореволюционного периода, Маликова, написавшего повесть «Кзыл-Алай», пьесы «Муделер», «Кулипа»н ряд детских рассказов. Из молодых писателей выделяются Садыкбеков Т., поэт Уметалиев Т., Шамшиев Т., Османов А., давшие ряд произведений, посвяшенных социалистическому строительству Киргизии и работе КОМСОМОЛа.    Ралматуллин и Джакшиев.

КИРГИЗСКАЯ ЛОШАДЬ—местная порода монгольского типа, разводится в средне-ази-атских республиках, в Сибири, Нижнем По-волжьи. Небольшая (не свыше 151 см), угловатого склада, К. л. вынослива и неутомима в беге; хорошая верховая лошадь, пригодна для территориальной кавалерии. Киргизская лошадь применяется также и для сельскохозяйственных работ.

КИРГИЗСКАЯ МУЗЫКА почти не исследована. Серьезная научная работа в этой области (собирание и запись песен, изучение их текстов и музыкального языка, изучение муз. инструментария) началась лишь после 1917. Киргизский муз. инструментарий: 1) двухструнный смычковый кыяк без ладов (с квартовым или квинтовым строем, однотипный инструмент с казахским кобузом); 2) трехструнный щипковый инструмент комус, или чертмёк без ладов со строями (начиная с нижней струны): а) ре—ля—ре (малой октавы), б) ми—ля—ми, в) ре—ля—ми, г) ре—соль—ля, д) ре—ре (октава) — ля; 3) чоор — продольная открытая флейта с тремя или четырьмя отверстиями и 4) темйр-комус-варган, являющийся женским инструментом. Наиболее употребительным звукорядом К. м. является мажорная гамма с малой септимой. Форма народных песен, основой которых является строфа, состоящая из 4-, 5- или 7-сложных строк, очень проста (почти не выходит за пределы четырех небольших фраз или предложений) и глубоко выразительна. Если эта форма усложняется припевом, то обычно очень небольшим. Что касается форм профессиональной инструментальной К. м., то они гораздо более обширны и достигают в отдельных произведениях довольно широкого развития. Огромный интерес представляет имеющееся в К. м. инструментальное трехголосие (открытое А. В. Затаевичем) в пьесах для комуса. Применяемое нерегулярно, вперемежку с двухголосием и одноголосием, трехголосие К. м. представляет одновременное соединение: а) бурдонного двухголосия (двухго-лосия с органным пунктом) и б) параллельного двухголосия (квартового или квинтового). Тематика киргизских муз. произведений, поскольку это может быть выведено из научных работ Затаевича, обнимает: а) эпос (былины «Манао и «Семетей») б) исторические песни, в) революционные песни, г) военные п сни, д) песни о животных (лошадь, верблюд, кулан и др.). е) любовные песни, ж) бытовые песни и др. Имеющиеся в печати материалы по К. м. еще очень недостаточны: отсутствуют записи музыки для чоора, чрезвычайно характерной для кочевого скотоводческого уклада жизни киргизов; незначительно количество записей бытовых песен; не завершена еще запись полного цикла мелодий эпических сказаний.


и



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.