< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 29.









■51    ИСТИННО-РУССКИЕ ЛЮДИ—ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ    52

эту мысль Ленина целиком. Так, наше представление о природе развивается в направлении все более полного ее познания. Диалектич. материализм, признавая объективность наших знаний и вскрывая диалектику абсолютной и относительной И., враждебен как догматизму, к-рый превращает науку в нечто мертвое, застывшее, закостенелое, так и релятивизму, который отрицает объективность наших знаний. «Материалистическая диалектика Маркса и Энгельса безусловно включает в себя релятивизм, но не сводится к нему, т. е. признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине» (Ленин, Соч., т. XIII, стр. 112).

Диалектический материализм устанавливает, что И. должна быть всегда конкретна, отражать явление в его специфичности, учитывать конкретные условия места и времени.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. IV, М., 1933; то же, т. XIV, М.—Л., 1931; Ленин В., Соч., 3 изд., т. XIII; его же, Философские тетради, [Л.], 1934; его же, Марне, Энгельс, марксизм (Сб. статей и отрывков), М., 1935; Сталин И., Вопросы ленинизма, 10 изд., [М.], 1935.

ИСТИННО-РУССКИЕ ЛЮДИ—см. Союз русского народа.

«ИСТИННЫЙ» СОЦИАЛИЗМ (der wahre Sozialismus) , иначе немецкий сопнализм— мелкобурж. направление в социализме в 40-х гг.

19 в. в Германии. «И.» с. отразил социальные позиции мелкой буржуазии в Германии в период борьбы буржуазии с феодализмом за политическую власть. Название И. с. было присвоено этому направлению его сторонниками, т. к. они якобы исходили из заложенного в каждом человеке представления об «истинном» и «справедливом» социальном строе. «И.» с. воспринял идеи утопического социализма во Франции и Англии, приспособив их к идеологии немецкого мещанства и пытаясь выразить их в терминах Гегеля-—Фейербаха. Отвергая классовую борьбу и рабочее движение, «И.» с. ставил себе целью не эмансипацию пролетариата, а якобы «осуществление человека» («Verwirklichung des Menschen»). В произведениях представителей «И.» с. изображались бедствия пролетариата и пролетаризировавшейся мелкой буржуазии, но они обращались не к классовому сознанию этих общественных слоев, а к гуманитарным чувствам человечества. «Манифест коммунистической партии», касаясь «И.» с., указывает: «Немецкую нацию он провозгласил нормальной нацией, а немецкого филистера—нормальным человеком. В каждую его низость он вкладывал скрытый, высший социалистический смысл, обращавший ее в прямую ее противоположность» (Маркс и Энгельс, Соч., т. V, стр. 508). В борьбе против требований тогдашней революционной немецкой буржуазии он на практике стал союзником феодальной реакции.

Главными представителями «И.» с. были: Моисей Гесс, Карл Грюи, Карл Бек, Герман Пютман. Нек-рые «истинные» социалисты позже вошли в Союз коммунистов, как напр. Дронке, Фрейлиграт, Вейдемейер.

С революцией 1848 это направление исчезло. Нек-рые мысли «истинных» социалистов снова всплыли в позднейшем рабочем движении нек-рых стран. Маркс и Энгельс резко осудили «И.» с.: Энгельс—в статье «Немецкий социализм в стихах и в прозе» (1847) и в ныне опубликованной рукописи «Истинные социалисты» (1847), Маркс и Энгельс—в «Коммунистическом манифесте» и в «Немецкой идеологии».

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест коммунистической партии, Соч., т. V, М.—Д., 1929 (отд. III, гл. 1—Немецкий или «истинный» социализм); Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., т. IV, М., 1933; Энгельс Ф., Истинные социалисты, там же.

ИСТМ—древнегреч. наименование перешейка, особенно Коринфского перешейка. На И. справлялись каждые 2 г. И с т м и й с к и е игры в честь морского бога Посейдона (гл. обр. гимнастические и конские состязания).

ИСТМОЛ—комиссия ЦК ВЛКСМ по изучению истории коммунистич. юношеского движения. Создана в 1921, с 1931—секция истории коммунистич. движения молодежи, входящая в состав сектора.истории ВКП(б) Ин-та Маркса— Энгельса—Ленина. Задача секции: научная разработка истории коммунистич. движения молодежи, собирание, изучение и издание документов. Во главе секции стоит совет, он же— главная редакция, в составе представителей ЦК ВЛКСМ и дирекции ИМЭЛ, а также товарищей, ведущих научную работу по истории коммунистич. движения молодежи.

ИСТОД, Polygala—род растений из сем. исто-' довых. Ок. 450 видов трав, кустарников и даже деревцов. Наши И.—травы, б. ч. с голубоватыми или лиловыми цветками, растущие по лугам, каменистым местам. Содержат горькие вещества. В медицине как отхаркивающее применяется сев.-амер. вид И., с е н е г а, P. senega, и отчасти европейский—г о р ь к и й И., Р. amara. В народной медицине P. amara употребляется от рака, водянки и чахотки.

ИСТОРИОГРАФИЯ—1) разработка истории; 2) наука, изучающая развитие исторических знашш; 3) историческая библиография.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ — возникла в Германии в середине 19 века как реакция против классической школы. И. ш. выступила против идеи «всеобщих», «естественных» экономич. законов в области экономич. теории и против свободной торговли—невмешательства гос-ва в хозяйственную жизнь—в области экономич. политики. Идея свободной торговли, вполне отвечавшая интересам англ. буржуазии, господствовавшей в то время на мировом рынке, противоречила интересам отсталого герм, капитализма. Герм, буржуазия, страдавшая от конкуренции более развитой англ. пром-сти, выдвинула в противовес принципам т. н. фритредерства (т. е. свободной торговли) идею протекционизма в отношении национальной пром-сти. Теоретич. обоснование протекционизма дал Фридрих Лист в труде: «Национальная система политической экономии» (1841). По мнению Листа, политика свободной торговли может проводиться лишь страной, достигшей высокого пром. развития; страны же с неразвитой пром-стью должны защищать последнюю от иностранной конкуренции. Наряду с Листом идеи И. ш. развивали также Вильгельм Рошер, Бруно Гильдебранд, Карл Бю-хер, Карл Книс и др. Книс пришел к отрицанию экономич. законов и тем самым экономич. науки; в его трактовке политическая экономия превратилась в науку, занимающуюся коллекционированием исторических фактов. От староисторической школы следует отличать новоисторическую школу, или социально-этическое направление. По мнению Шмоллера, возгла




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.