< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 291.









621    КИТАЙСКАЯ КОНОПЛЯ—КИТАЙСКАЯ МУЗЫКА    522

у правительства Маньчжу-го по отношению к правительству Союза...».

КИТАЙСКАЯ КОНОПЛЯ—см. Рами.

НИТАЙСНАЯ ЛИТЕРАТУРА. Первые памятники китайской письменности восходят к 12 в. до хр. э. (надписи на костях и т. н. «бамбуковые летописи»). Но историю К. л. обычно начинают со сборника народных (обрядовых) песен и религ. гимнов «Шицзин», вошедшего в канон конфуцианских книг (см. Конфуцианство). Эти песни восходят еще к дофеодальной эпохе: К числу классических книг относятся также книги начального периода феодализма: «У-пзин» (Пятикнижие) и «Сь-шу» (Четверокнижие). Вместе с прочими книгами канона («Шу-цзин», «Чуныда» и др.) они легли в основу художественной лит-ры феодального Китая. Своего высшего расцвета феодальная поэзия достигла в эпоху дпнастии"Ган (7—10 вв. хр. э.), когда жили прославленные поэты Ли Тай-бо, Ду Фу, Бо Цзюй-и и др. Широкое распространение получили фантастические новеллы (Бо Спн-цзяна и др.) и особый жанр лирических четверостишии («цзюэ-цзюй»). К художественной лит-ре китайцы относят и трактаты по философии, истории и др., написанные ритмической прозой, как напр. «Исторические записки» знаменитого историка Сы-ма Цяня. Знание (наизусть) канона и классиков было обязательным для мандаринской верхушки феодального об-ва Китая. Классическая лнт-ра в течение веков отливалась в застывшие, закостенелые формы, связанные с застойностью и косностью китайского феодального строя.

С вторжением монголов (13 в.) и утверждением монгольской династии Юань, с расширением внешних торговых и др. связей К. л. обновляет частично своп формы. Лит. язык несколько сближается с разговорным, возникают роман, повесть, драма (повндимому под иностр. влиянием). Но мандаринат твердо сохранял свое презрительное отношение к этой т. н. «народной» лит-ре. К таким популярным произведениям относятся напр, бытовой роман Цао Сюэ-циня (17 в.) «Хунлоумын» (Сон в красном тереме), авантюрный ром. «Шуйхучжуань», историч. роман «Саньгочжи яньи» (История борьбы трех царств) Ло Гуань-чжуна. Популярны быш также историч. драмы, комедии и фантастические пьесы и порнографические романы вроде «Цзпн Пин Мэй» (Роза в золотом кувшине).

Конкурировавшие с конфуцианством буддизм и даосизм пользовались художественной лит-рой для пропаганды своих идей. В частности к лит-ре даосизма относятся фантастические новеллы Пу Сун-лина (17 в.)—«Ляо Чжан чжин» (Странные истории Ляо Чжая).

В эпоху Дайцннской (Маньчжурской) династии (17—20 вв.) К. л. приходит в состояние упадка, к-рый отражал медленный распад феодального строя. В 19 в., с проникновением влияния капнталистич. Европы и Америки, с ростом буржуазии, делаются попытки обновления К. л., но вследствие слабости туземной буржуазии успехи новой лит-ры были незначительны.    р-

Крупнейшие социально-политические сдвиги в жизни Китая, происшедшие за последние 25 лет, нашли свое отражение в литературе. Создание новой лит-ры стало возможным только с усилением революц. движения II одной иэ своих предпосылок имело «литературную революцию» 1917—20, реформу лит. языка, в основу к-рого кладется живая разговорная речь («бай хуа»). Появилось много переводов произведений иностранных авторов.

После 1920 возникли две влиятельные лит. организации: в Сев. Китае—Общество изучения литературы (во главе его—поборник новой лит-ры, писатель Л у С и и); в Юж. Китае—«Творчество» («Чуанцзао»), с теоретиком, поэтом, прозаиком и переводчиком Г о М о - ж о во главе. Вначале новая К. л. находилась под сильным влиянием европ. эстетства и теории «искусство для искусства». Но уже с 1923 Г о Мо-жо и др. члены группы «Творчество» провозглашают лозунг: «Литература эпохи!».

После перехода гоминьдановской буржуазии на сторону контрреволюции и на фоне общего подъема революц. движения в стране получает развитие революционная литература. В 1930 была организована Лига левых писателей Китая. Гоминьдан делает попытки противопоставить лнт-ре левого фронта свою контррево-люц. лнт-ру, не имеющую однако влияния на массы. Несмотря гф жестокий террор, Лига левых писателей быстро развивалась в последние годы; не ослабевала и ее издательская деятельность (журналы «Аванпост», «Литературный лидер*, «На перекрестке», «Большая Медведица», «Литературный ежемесячник», «Литература и искусство», «Весенний луч» и др.).

Гоминьдан пытается задушить революционную литературу цензурными запрещениями, арестами, казнями (в 1931 казнены пять молодых революц. писателей: Ли Вэй-сэн, Жо Ши, Ху Е-пин, Ин-фу, Фин-кэн; летом 1933 погибли пролет, писательница Дин Лин и член КП Китая Ин Сю-жен), но несмотря на фашистский террор активность и авторитет революционных писателей среди широких масс непрерывно растут. Бесспорно крупнейшими и авторитетнейшими писателями соврем. Китая являются Лу Син и Мао Дунь, авторы боевых художественных произведений, неутомимые борцы против идеологии фашизма и империализма. Из др. представителей левой литературы выдаются Вэн Цнн-чжи, Чжан Тянь-и, Хуа Хань, Тянь Хань и др. Из молодых писателей, выступивших в последние годы, следует упомянуть Ша-Дина, рано погибшую писательницу Дин Лин, участницу съезда сов. писателей в Москве (1934) Ху Лань-чи.

Влияние русской и в особенности советской лит-ры на К. л. огромно. На китайский язык переведены многие русские классики (Гоголь, Толстой, Достоевский, Тургенев, Чехов и др.) и современные писатели (Горький, Серафимович, Маяковский, Гладков, Фурманов, Шолохов, Фадеев и мн. др.).

Лит.: Антология китайской лирпки VII—IX вв., пер. в стихах Ю. Шуцкого, М.—Л., 1923; Л я о - Ч ш а й, Монахи-волшебники, П., 1923; его же» Лисьи чары, П., 1922; его же, Странные истории (Рассказы), Л., 1928. Образцы современных произведений см. в сб.; Правдивое жизнеописание (Повести и рассказы Ли Цзи-мин и др.), [М.], 1929; Лу-Синь, Правдивая история А. Кея, Л., 1929; Васильев В., Очерк истории китайской литературы, СПБ, 1880; Г р у б е В., Духовная культура Китая, СПБ, 1912; Эми С я о, Китайская революционная литература, «Литературный критик», [М.], 1935» № 4.    Эми Сяо.

КИТАЙСКАЯ МУЗЫКА. К. м. чрезвычайно мало изучена, т. к. письменные источники (трактаты китайских философов и ученых) касаются лишь узкой области старой культово-придворной К. м. Немногие данные о современной К. м. относятся к музыке больших городов, преимущественно театральной и уличной, и домашне-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.