< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 292.









523 КИТАЙСКАЯ СТЕНА—КИТАПСКОЕ ИСКУССТВО 524

му музицированию средней и мелкой буржуазии. Музыка китайского пролетариата и крестьянства не изучена совершенно. Но даже на основании имеющихся немногих данных можно говорить о значительном количестве в К. м. пережитков муз. практики феодального общества, в частности профессионального искусства придворных музыкантов. Вся область живой музыки передается путем устной традиции и представляет индивидуальные импровизационные варианты (сольные или гетерофонные) традиционных напевов. Педагогическая практика в значит, мере также носит феодальный характер: это—своеобразные цеховые организации, возглавляемые «мастером». К. м. подобно арабо-иранской состоит из повторения традиционных ритмических формул, но не знает понятая метра.

Специфика китайской вокальной интонации, еще более, чем в других восточных муз. культурах,—высокий фальцети постоянное виртуозно-орнаментированное скольжение голосом, почти не дающее возможности дифференцировать ступени звукоряда. Этой манвре пения соответствует звучание наиболее популярного китайского инструмента типа скрипки—ху-цин — с цилиндрическим резонатором и 2 стру^нами, между к-рыми продет смычок. Инструменты домашней музыки—цитра (тип японского «кото») и др. инструменты типа лютни.

Наиболее изучена музыка театра, где она составляет неотъемлемую часть действия. Существуют традиционные мотивы, предваряющие действие, как лейтмотивы, характеризующие определенные эмоции (любовь, ненависть, ужас и т. д.). В театральный оркестр, кроме ху-цина, входят гобой с металлическим раструбом и многочисленные ударные инструменты, дающие сложный ритмический рисунок.

Интонационная система К. м. сводится к т. н. пентатонике. Судя по данным китайской исторической литературы, она восходит к 3-му тысячелетию дохр. э. и следовательно представляет одну из наиболее рано оформившихся муз. систем феодального общества. Китайские источники дают богатый материал о функции музыки в государственной машине древнего Китая, где музыка тесно переплетена с религиозной космогонией. Прочность государственного строя, опиравшегося на религию, поэтому ставилась в зависимость от соблюдения музыкальных нормативов, т. е. строя инструментов храмовой музыки. Отсюда изучение акустических отношений звучащих тел, дающих эти нормативы (бамбуковые трубкй «лнь). Впоследствии система пяти квинт была дополнена до 12, т. е. приблизилась к нашей хроматической скале; но повидимому в живую муз. практику7 этот звукоряд не вошел, а остался достоянием уче-ных-теоретиков.    3. Эвыьд.

КИТАЙСКАЯ СТЕНА —см. Великая китайская стена.

КИТАЙСКИЕ ТЕНИ—вид кукольного театра, в к-ром используется световое отражение вырезных фигур на экране. Куклы теневого театра сделаны изплотной промасленной бумаги и раскрашены с обеих сторон. Они приводятся в движение кукольником, к-рый помещается сзади за столом, передний край к-рого примыкает к экрану. Над головой кукольника, к-рый говорит и поет за всех, помещается лампа, в свете к-рой движение кукол проецируется на экран в виде теней. Театр теней был особенно распространен в Китае.

КИТАЙСКИЙ РОЗ АН, Hibiscus rosa sinensis—растение сем. мальвовых. Родина—Южная Азия. Часто разводится как комнатное растение,

. на Юге—в садах.

НИТАЙСКИЙ ТУРКЕСТАН, Восточный Туркеста н—область в Китае, часть провинции Синьцзян.

КИТАЙСКИЙ ЯЗЫК И ПИСЬМЕННОСТЬ. К. я. подразделяется на несколько групп диалектов, к-рые в фонетическом и отчасти словарном отношениях настолько сильно отличаются друг от друга, что скорее заслуживают названия языков. Общим для всех наречий К. я. является след.: 1) односложность всех корней, каждый из к-рых является словом; 2) образование двух-или многосложных слов путем механического сочетания корней-слогов; 3) наличие нескольких музыкальных слогоударений, или интонаций, сообщающих корню-слову то или иное значение; 4) корень-слово не изменяется, а его грам-матич. формы выражаются или особыми частицами или расстановкой слов в предложении. Наибольшее распространение (2/3 Китая— 275 млн. чел.) имеет северная группа диалектов, обычно неточно называемая мандаринской, поскольку один из диалектов этой группы—диалект б. столицы, Пекина,—лег в основу языка чиновничества (мандаринов). На нем же, с искусственным привнесением нек-рых черт и др. северных диалектов, построен т. н. «национальный» К. я. (гоюй).

Китайская письменность не звуковая, а иероглифическая. Каждая морфема—слог—передается особым, зачастую очень сложным знаком, число к-рых достигает неск. тысяч. Это— одна из прпчнн того, что масса населения не--грамотна, и знание иероглифов является достоянием гл. обр. привилегированных слоев населения Китая. Различные системы звукового письма распространения не получили и ставят своей целью лишь облегчение усвоения ие-роглпфики и пропаганду «единого» национального произношения.

В СССР К. я. представлен в ДВК, а также в Киргизии н Казахстане (здесь распространен т. н. дунганский язык, в основе к-рого лежат говоры провинций Ганьсу и Шэньси). В СССР разработано и в 1931 введено звуковое письмо на основе латинского алфавита. Этот алфавит, состоящий из 28 букв, усвоен сейчас тысячами кптайцев-трудящихся; он употребляется при издании газет п книг, при преподавании в школах.

Лит.: Иванов А. п Поливанов E., Грамматика современного китайского языка, М., 1930; Латинв-зированно-иероглифическнй китайско-русским словарь, Хабаровск—Владивосток, 1932.

КЙТАЙСКОЕ ИСКУССТВО. Древнейшие образцы искусства на территории Китая (находки шведских археологов)—росписная керамика, украшенная геометрическим орнаментом,—восходят к 4—3-му тысячелетиям до хр. э. К дофеодальному периоду (приблизит, до 12—10 вв. до хр. э.) относятся ритуальные сосуды из бронзы и др. Наиболее ранний этап феодального периода (10—3 вв. до хр. э.) дал начало искусству строгого отвлеченного стиля, характерными образцами к-рого являются жертвенные чаши (из нефрита, яшмы и бронзы) сложной орнаментации. В эпоху Ханьской династии, когда создана была централизованная монархия на феодальной основе (3 в. до хр. э.—3 в. хр. э.), К. и. достигает высокого развития. Для пластики этого времени характерна плоскорельефная резьба по камню со сложными композиция




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.