< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 293.









525 КИТАЙСКОЕ искусство 526

ми на историч. и мифологич. сюжеты. К этому же времени относится появление глазированной керамики из т. н. каменной массы. Орнаментика изделий из металла (бронзовые пластинки, пряжки и др., украшенные сиенами борьбы зверей) являет черты звериного стиля, родственные скифо-сибирскому искусству.

В архитектуре Китая преобладание легкого материала—дерева и кирпича—и отсутствие реставрационных работ объясняют малую сохранность памятников зодчества. Наиболее ранние из сохранившихся восходят только к 11 в. хр. э. Китайская архитектура отличается традиционностью своих форм: строительный канон предусматривает размеры, число колонн и пр., в зависимости от назначения здания. По форме храмы, дворцы и пр. представляют развитие первобытного жилища («тин»); характерны выступающие крыши с сильно приподнятыми углами, расположенные нередко одна над другой (3, 4 п более). Система столбов и колонн (круглых или многогранных) несет на себе всю тяжесть здания. Свод, известный с древних времен, применяется в мостах, воротах (городских стен). С распространением буддизма (в первые

Храм Неба в Бэйпине.

века хр. э.) усваиваются нек-рые греко-инднй-ские формы (ионические и коринфские капители колонн и др.) и связанная с ними техника (каменные сооружения: многоярусные пагоды, поминальные столбы—«ступы»—и пр.).

Время наибольшего развития феодализма (7—13 вв.) характеризуется расцветом искусства всех видов (эпоха Танской п Сунской династий). Широко развивается художественная промышленность. В керамику проникают формы и мотивы нндо-буддийского, сассанидского (иранского) и эллинистического искусства. Первое появление твердого фарфора относится к 7 веку.

Много сюжетов для живописи и скульптуры дает буддизм (стенопись из Дун-Хуана в Зап. Китае и др. рельефы и статуарная пластика в гротах Юн-Ханя и Лунь-Мыня). К концу эпохи стенопись вытесняется «станковой» живописью (на длинных свитках шелка и бумаги), многоцветной — водяными красками — и одноцветной— тушью. Употребляющаяся в этой живописи кисть та же, что и для начертания китайских письмен (между живописью и каллиграфией в Китае существует тесная связь).

С ростом товарно-денежных отношений и торговой буржуазии развивается наряду с религиозной светская (жанровая и портретная) живопись, изображение животных, цветов, а также пейзаж, к-рый отражает глубокое чувство природы и большое уменье передавать живо-

писными средствами воздушное пространство и свет. Абстрактная линейность уступает место эмоциональной живописности. Возникают две

Фзнтастігчесь-ое япгвотное. Дорога к Минским гробницам.

гл. школы живописно-северная и южная. Первая, основанная Ван-Вэйем, главенствовала при Танской династии. Южная школа (осн. Ли Син-сюнем) господствовала при Сунской и Минской династиях.

В 18—19 веках загнивание феодального строя находит свое отражение в культивировании традиционных, застывших форм. Художественная промышленность развивается в направлении технн ческой виртуозности и декоративности.

В 20 в., когда усиливается напор иностр. империализма и начинается эпоха национальнодемократической революции, в К. и. (в частности в живописи) наблюдаются два основных

Пейзаж. В стране Лоло.

течения. Старокитайское направление отражает пережитки феодально й идеологии и повторяет традиционные мотивы и приемы. С другой стороны, развивается эклектическое «европеизированное» искусство, повторяющее реализм.




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.