< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 326.









691    КНИГА—КНИГОНОШЕСТ ВО    592

месяцы и даже годы, представляли огромную ценность и обслуживали феодальную знать и духовенство. К. содержали большей частью исторические хроники и богословские трактаты, преимущественно на латинском и греческом языках. Расцвет рукописной К. относится к 10—14 вв. С развитием городов и ремесленничества, с ростом торговли значение К. расширилось: растущий капитализм потребовал удешевления и увеличения тиражности К. В половине 15 в. Гутенбергом был открыт способ книгопечатания при помоши подвижных литер; бумага, вывезенная в Европу из Китая, распространилась по Европе в 14 в. В эпоху Возрождения, с ростом торговли и расцветом буржуазной культуры, развивается книжное искусство; лучшие мастера (Дюрер, Гольбейн и мн. др.) иллюстрируют книги гравюрами и рисуют образцы шрифтов. Реализм! простота композиции и органическая целостность К. Ренессанса сменяются к началу 17 в. вычурным, орнаментальным стилем барокко. Экономический и культурный расцвет Европы, распространение грамотности все больше расширяют рынок К., который требует дешевых изданий. Огромный спрос на К. делает ее все больше и больше товаром. Появляются книгоиздатели-промышленники (Альд Мануций, Эльзевиры и др.), снабжающие рынок дешевыми изданиями. С конца 17 и в 18 вв. наряду с роскошной, графически изощренной книгой, рассчитанной гл. обр. на аристократию и иллюстрированной гравюрами первоклассных мастеров (Эйзен, Марилье, Моро), издается и дешевая книга для буржуазии и городского мещанства (учебники, классики, политические трактаты). С ростом промышленного капитализма происходит непрерывный процесс механизации книгопечатания. В 18 в. изобретена бумажная машина, в

19    в.—печатная, в конце 19 в.—наборная, в

20    в. усовершенствована фототехника в применении к К. В 19 в. особенно вырастает значение К. как товара, усиливается использование ее буржуазией в своих классовых целях. Книжное дело все более монополизируется крупнейшими издательскими фирмами, сосредото-' чившими в своих руках полиграфическую базу. Тираж К. сильно возрастает, оформление ее значительно упрошается. Наряду с кожаным переплетом появляется и становится преобладающим видом внешнего оформления К. картонажный и затем бумажный переплет; дешевая литография вытесняет медную гравюру, широко распространенную в 1-й половине

19 в., и ксилографию (гравюру на дереве). Наряду с этим разложение буржуазии и примыкающих к ней слоев интеллигенции приводит к процветанию эстетизма в книжной графике. Возникает множество недолговечных художественных направлений в оформлении книги (импрессионизм, экспрессионизм, кубизм и т. д.).

Письменность домосковской и Московской Руси была сосредоточена в монастырях. Наиболее древние К.—«Остромирово евангелие» (1057—пергамент), «Изборник» Святослава (1073). Первые К. писались не только на пергаменте, но и на бересте и привозной бумаге пнсцами-монахами крупным шрифтом—'уставом, потом полууставом и наконец скорописью. Первые печатные К. появились в России в 16 веке. Начало книгопечатанию положили Иван Федоров и Петр Мстиславец, выпустившие в 1564 в Московской типографии" «Апостол» (т. е. «Деяния апостолов»), а в 1565—«Часов-ник». Вскоре после этого типография была сожжена по наущению духовенства, лишившегося заработка от переписки книг. Книгопечатание возобновилось лишь в конце 16 в. Печатный двор в Москве был единственной типографией и поставлял исключительно церковные книги. Одна из первых светских, гражданских книг—это «Уложение» царя Алексея (1649). При Петре I с ростом торговли и ремесл возникают К. учебно-гражданского содержания—по арифметике, геометрии, географии, словесности и т. д., вначале печатавшиеся в. Амстердаме, а затем в Петербурге гражданским шрифтом, заменившим церковно-славянский (1708). Однако в послепетровскую эпоху книгопечатание попрежнему находилось в руках церкви. Лишь указом Екатерины II в 1783 было разрешено заводить вольные типографии. Россия начинает заимствовать технику Зап. Европы. В это время наибольшее развитие получила общественная деятельность

Н. И .Воейкова. Напуганное призраком Франц. бурж. революции 1789, смелой книгой Радищева, восстанием декабристов, пр-во значительно усилило цензурный гнет. В 19 в., в связи с деятельностью книгопродавцев Смирдина, Глазунова и т. д., получили большое распространение издания классиков, альманахи и иллюстрированные журналы. Техника книгопечатания находилась в зависимости гл. обр. от германских машиностроительных заводов и словолитен. Из изобретений в России можно отметить только гальванопластику (1837), применяющуюся для получения металлических копий с клише и для нанесения твердых металлов на гартовые стереотипы в целях прочности. В начале 20 в. Начался расцвет книжного искусства под влиянием западных течений в графике.

СССР получил слабые в сравнении с Зап. Европой и Америкой полиграфия, и бумажные базы. Производство К. при советской власти достигло огромного размаха. Ни одна страна в мире не знает таких громадных тиражей К., какие существуют в СССР. В первой пятилетке началось, а во второй получило значительное развитие советское полиграфмашиностроенпе. См. Печать, Огиз, Журналы. Заблудоеский.

Лит. см. при ст. Книгопечатание.

«КНИГА И ПРОЛЕТАРСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»—

ежемесячный журнал марксистско-ленинской критики и библиографии; создан после постановления ЦК ВКП(б) от 15/VIII 1931 об издательской работе и выходит с января 1932.

КНИГА СТРАШНОГО СУДА—см. Думсд&йбук.

КНИГОВЕДЕНИЕ, библиологи я—наука

о книге; включает в себя помимо общей теории К. библиографию (книгоописание), оформление книги (и связанное с ним полиграфическое и издательское дело), библиотековедение и историю книги, устанавливающую закономерность процесса развития книги как общественного явления, как орудия классовой борьбы. В наст, время над научными проблемами К. работает УНИК (Украинский научный ин-т книговедения в Киеве) и Ин-т книги, документа и письма Всесоюзной академии наук.

ИИИГОНОШЕСТВО—разноска и выдача библиотечных книг по цехам, на квартиры рабочих, колхозников, в рабочие, полевые, колхозные бригады и т. д. К. имеет целью довёде-рие книги до массового читателя, привлечение новых читателей, пропаганду книги. Кни-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.