< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 335.









С07 НОГЕН—КОДЕКС

НОТЕН (Cohen), Герман (1842—918)—нем. философ, крупнейший представитель Марбургской школы неокантианптва. На.основе философии Канта, дополняя и видоизменяя ее, К. стремился создать духовное оружие, к-рое направлял против основ научного социализма Маркса и Энгельса. К. пытался соединить реакционные стороны философской системы Канта п Гегеля. При этом у Канта К. заимствовал ■априоризм, у Гегеля—абсолютную самостоятельность логического мышления.

К. критиковал Канта «справа». Так, он устранял кантовскую «вещь в себе», как объективную реальность, превращая ее в некий недостижимый предел, к к-рому стремится наше познание, доводя т. о. формализм и априоризм Канта до крайних пределов. Исходя из формализма математической физики, К. понятие материи как объективной реальности подменил понятием математических отношений. По К., реальна не материя, а «чистое отношение». В связи с этим и движение понимается им лишь как математический ряд отношений. Ленин указывал, что идеализм К. является результатом реакционно-идеалистического истолкования успехов естествознания. «Реакционные поползновения порождаются самим прогрессом науки. Крупный успех естествознания, приближение к таким однородным и простым элементам материи, законы движения которых допускают •математическую обработку, порождает забвение материи математиками. „Материя исчезает“, остаются одни уравнения. На новой стадии развития и, якобы, по-новому получается старая кантианская идея: разум предписывает законы природе. Герман Коген, восторгающийся, как мы видели, идеалистическим духом новой физики, доходит до того, что проповедует введение высшей математики в школы—для ради внедрения в гимназистов духа идеализма, вытесняемого нашей материалистической эпохой» {Ленин, Соч., т. XIII, стр 251—252).


Пытаясь подменить научный социализм Маркса и Энгельса социализмом этическим, К .основное внимание своей критики направляет на подрыв материалистического обоснования неизбежности социализма, превращая социализм лишь в нравственное пожелание. Для К. этпка независима от экономики, и только нравственное самосознание-, по его мнению, может привести к изменению социального стрся. Классовая борьба заменяется им абстрактной идеей человечества и человечности. Идеальное государство, по концепции К., должно покоиться на существовании нравственного закона Канта. К. боролся против марксистского учения об отмирании государства, отстаивая идею вечности государственных форм. Стремление придать государству характер надклассовое™ и подменить классовую борьбу пролетариата за социализм разговорами о нравственном совершенствовании обнаруживает реакционную, •буржуазную сущность этического социализма К. Этику К. дополнял религией. Так, этиче-■ские идеи, по К., в состоянии приобрести бытие только при условии существования бога, олицетворяющего идею добра. Реакционное учение К. использует ревизионизм для борьбы с марксизмом.

Основные произвел. К.: «Логика чистого знания» (19; 2), «Этика чистой воли» (19U7), «Эстетика чистого чувства» (1912).

Лит.: JI е н и н В., Материализм п эмпириокритицизм, ■Соч.. т. XIII, М.—Л., 1931(см. Словарь—указатель имен).

КОГЕРЕР—прибор для улавливания электрических волн (детектор), ранее применялся в радиотелеграфии Изобретенный Бранли в 1890. был усовершенствован и впервые использован А. С. Поповым (1895).

Состоит из стеклянной (эбонитовой, слоновой кости) трубки, наполненной Металлич. (серебряными или золотыми) опилками. Под влиянием электромагнитных роли К. становится проводником тока: способность проводить ток он' однако теряет при малейшем сотрясении.

НОГИ'З—Книготорговое объединение государственных изда-• т е л ь с т в.

КОГО'РТА (лат.)—в римской пехоте подразделение легиона, V10 его часть (б. ч. 500 чел.). К. делилась на центурии. Преторианская К.—см. Преторианцы.

КОГОТЬ—роговое образование на конце пальца, бывает у многих видов позвоночных (соответствует ногтю человека); у хищников заострен, тверд, загнут. К. служит для зашиты и нападения.

КО'ДА (от нтал. coda—хвост)—заключительное построение широко развитых музыкальных пьес (например сонат). По своему содержанию К.—либо лаконичная «концовка» либо широко развитый «итог», резюме всего про-пзведени я

КОДА'ЦКИЙ, Иван Федорович (р. 1893)— старый большевик (с 1914), рабочий—токарь по металлу, сын чернорабочего. Революционную работу начал в 1911 в гор. Николаеве. В начале 1917—арестован в Петрограде и освобожден во время Февральской бурж.-демократич. революции. В 1917—в” Петрограде на партийной работе. Прошел по большевистскому списку в Выборгскую районную думу. Делегат на Апрельскую конференцію и VI съезд партии. Активный участник Октябрьской социали-стич. революции. В 1918 работал в Наркомтру-де и затем в 1922—в Наркомпроде в качестве начальника рыбных промыслов сначала в Астрахани, а затем в Ростове и Петровске (Махачкала) (в той же должности). В 1922—24—в Петрограде на парт, работе, а с 1925—опять на хозяйственной работе. В 1928—29—зам. пред. и пред. Ленинградского областного совнархоза.

В 1930—31—пред. Ленинградского облисполкома. С 1932—пред. Ленинградского совета. На XIV и XV партеъездах избирался кандидатом в члены ЦК ВКП(б), а с XVI партсъезда— член ЦК ВКП(б). Член ЦИК СССР; член Президиума В ЦИК.

КОДЕИ’Н—один из алкалоидов опиума; прозрачные горьковатые кристаллы. Применяется (в очень небольших дозах в виду сильной ядовитости) в медицине, гл. обр. как успокаивающее кашель.

К0'ДЕКС(лат. codex)—первоначально в древнем Риме скрепленные навощенные дощечки с записями: в императорскую эпоху—название систематизированных сборников законов (Кодекс Юстиниана). В новоевропейском смысле—изданное гос. властью органически систематизированное собрание законов, регламентирующих к.-л. определенную область права (см. Кодификация).

Правительством СССР изданы общесоюзныеК.: Таможенный К.,К.торг. мореплавания, К. законов о льготах для военнослужащих и Воздушный К. Уголовный К., Гражданский К., Угол.-








Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.