< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 393.









715    КОМЫУЯ ИСТИЧЕСКПЕ УНИВЕРСИТЕТЫ—*КОММУНИСТПЧЕСКПП МАНИФЕСТ•    71Ь

анство стало на первых порах религией тогдашнего пролетариата, городского класса, не участвовавшего в производстве, ибо производство тогда было почти исключительно сельскохозяйственным. Этот пролетариат, в отличие от современного, не кормил об-во, а кормился на его счет. Для него был характерен коммунизм потребления, а не производства. Первые христианские общины, а позже христианские К. с. строили свой коммунизм на основе общего потребления. При низкой производственной основе общее и равное потребление означало ограниченное потребление, ибо произведенных продуктов не МОГЛО" хватить на всех в изобилии. Отсюда среди первых христиан и впоследствии у многих К. с. развились аскетизм, идеи безбрачия пли упразднения семьи, обществ, трапезы и т. д. Ком-мунистич. идеи п традиции первохрпстианства постепенно отмирали с превращением христианства в государственную религию и с усилением церковной аристократии. Коммунистические идеи были объявлены еретическими, про-тивоцерковными и сделались идеями еретических сект. Влияние К. с. в феодальную эпоху на крестьянство и городскую седноту усиливалось по мере усиления эксплоатации крестьянства феодалами п закабаления ремесла торг. капиталом. Т. о. христианский коммунизм превратился в коммунизм мелких производителей—крестьян и ремесленников. Об отдельных К. с. феодальной эпохи см. Адамиты, Анабаптисты, Апостолики,Бегарды,Богемские братья. Братья свободного духа, Вальденсы, Лолларды, Табориты.

Развитие капиталистических отношений шло рядом с экспроприацией крестьянства и со все большим увеличением кадров сельской и городской бедноты, которые принимали деятельное участие в буржуазных революциях, составляя крайнее революционное крыло. Движения эти проникались коммунистическими настроениями, а иногда принимали религиозную окраску. Так было в период Крестьянской войны в Германии, в период Английской революции. В России недовольство крестьян существующим строем принимало часто форму протеста против официальной религии, являвшейся одной из основ крепостнического об-ва,—форму сектантства, иной раз с коммунистическим оттенком (см. Духоборы). К. с. вербуются преимущ. из крестьян и разоряющихся ремесленников; индивидуализм (цель—личное спасение),- обособленное от всего окружающего об-ва существование— все это отвечает настроениям «самостоятельных» мелких производителей, а не пролетариата. Ряд К. с. пытался устроить ком-мунистич. колонии, чаще всего на свободных землях Америки (см. Гармонисты, Шекеры).

Лит.: Волгин В., История социалистических идей, ч. 1, М.—Л., 1928; Каутский К., Предшественники новейшего социализма, т. I—II, 4 изд., М., [1924]; Хилкуит М., История социализма в Соединенных штатах, 2 изд., П., 1920 (см. ч. 1, гл. I—Сек-"антские коммунистические общества).

КОММУНИСТИЧЕСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ —

высшие партийные учебные заведения, организованные в целом ряде крупнейших городов Советского союза (в Москве—К. у. им. Я. М. Свердлова, в Харькове — К. у. им. Артема, в Ленинграде — К. у. им. Сталина) в первые годы существования советской власти в целях подготовки квалифицированных парт, и сов. работников, преподавателей, пропагандистов, работников печати.

В связи с ростом крупного соц. земледелия п животноводства, громадной потребностью в кадрах для этих отраслей х-ва ЦК ВКП(б) (сент. 1932) постановил реорганизовать существующие К. у. в высшие коммунистические с.-х. школы.

Старейшим К. у. является К. у. имени Я. М. Свердлова, основанный в 1918 при личном участии Ленина и Сталина в виде курсов инструк-торов-агитаторов при ВЦИК, позднее реорганизованных в Центральную школу советской и партийной работы. С осени 1919 переименован в К. у. Вожди партии принимали личное участие в работе Свердловского К. у. Ленин читал там лекции по вопросам сов. строительства, Сталин—об основах ленинизма. За время своего существования К. у. имени Свердлова выпустил более 12.000 чел., около 10 т. чел. направлено на работу до окончания учебы. Свердловцы шли на фронт, на борьбу с бандитизмом, на борьбу за хлеб. По окончании гражд. войны К. у. им. Свердлова готовил парт, работников для крупных предприятий, районов, округов. К. у. им. Свердлова постановлением ЦК ВКП(б) от 1/1Х 1932 реорганизован во Всесоюзный коммунистический сельскохозяйственный ун-т им. Я. М. Свердлова. За выдающиеся заслуги в деле подготовки большевистских кадров для соц. строительства К. у. им. Сверхтова награжден в день своего 15-летия (28, VI 1933) орденом Ленина. В 1935 постановлением ЦК ВКП(б) создана Высшая школа пропагандистов нм. Свердлова при ЦК ВКП(б).

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ — см. Коминтерн.

«КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ»—журн., руководящий орган Исполкома Коминтерна; издается на рус., англ., нем. .франц., испанском и китайском языках. Основан в 1919.

КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАЦИОНАЛ МОЛОДЕЖИ—см. КПМ.

«КОММУНИСТИЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ», ИЛИ «Манпфест коммунистической партии». На втором съезде Союза коммунистов, происходившем в Лондоне с 29/XI по 8/ХИ 1847, было постановлено выработать основы партийной программы. Составление этой программы-манифеста было поручено Марксу.

В течение декабря 1847 и января 1848 Маркс и Энгельс работали над этим документом, к-рый они назвали «Манифестом коммунистической партии». В конце янв. 1848 Маркс отослал готовую к печати рукопись в Лондон, где и печаталось первое изданпе этого всемирно-исторического документа, открывшего новую эпоху в революционной борьбе пролетариата. «К. м.» состоит йз 4 глав. В 1-й рассматриваются отношения пролетариата и буржуазии и теории классовой борьбы, во 2-й—отношения пролетариата к коммунистам, в 3-й—социалистич. учения разных направлений (феодальное, христианское, мелкобуржуазное, буржуазное, утопическое), в 4-й—практическая политика социалистов разных стран.

«Манифест коммунистической партии» является первой программой революционного авангарда международного пролетариата. В нем дается развернутый анализ капиталистического строя и указывается путь к освобождению пролетариата от наемного рабства. В сжатых и ярких словах Маркс сумел с непревзойденной в мировой литературе революционной страстностью, ни на минуту не сбивающейся с научных основ, дать картину современного










Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.