< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 428.









7S7    КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ—КОНЦЕНТРАТ    783

I семьи, за исключением случаев, когда суд воспретит осужденному занятие соответствующим промыслом (У. К. РСФСР, ст. ст. 40— 41). К. имушеств применяется по общему правилу только в отношении классово-враждебных элементов и лнц, приобревпшх или использовавших это имущество для совершения преступления или совершивших особо социально-опасные преступления.

КОНФЛЙ'КТ—столкновение противоречивых интересов, чувств, взглядов. В художественном произведении К. и его разрешение являются одним из моментов, определяющих движение сюжета.

страцию коммунистов и социалистов во всех | странах против междунар. капитала, за борьбу с безработицей, за 8-часовой рабочий день, в защиту р-/г. революции, за оказание помощи голодающим в России и за возобновление всеми гос-вамн сношений с сов. пр-вом. Однако партии 2 и 21/г Интернационалов саботировали эти решения, и совместные демонстрации не со-•стоялись. Не состоялись и дальнейшие заседания «комиссии девяти». Ленин сразу же, по получении сообщений о результатах К. т. и. и сделанных представителями Коминтерна уступках, выступил со статьей («Мы заплатили слишком дорого»), в которой подверг уступчивость, проявленную ими на конференции, резкой критике и квалифицировал эти уступки как «политическую уступку реакционной буржуазии» (Ленин, Сочинения, том XXVII,

3 изд., стр. 27?—278).

Вожди 2 и 21/г Интернационалов пошли на К. т. и. под давлением рабочих масс, ощущавших потребность объединить своп силы для противодействия наступлению капитала. Но, учитывая начавшийся в это время отлив революционной послевоенной волны в рабочем движении, они пошли на срыв, выдвигая свои провокационные требования по отношению к Коминтерну и советскому пр-ву. Делегация Коминтерна проводила на К. т. и. тактику единого фронта, но делала это непоследовательно и этим облегчила маневр вождей 2 н 2Чг Интернационалов.

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ—школы, создаваемые с целью воспитания детей в духе исповедуемой религии и руководимые обычно служителями культа. К. ш.—наиболее реакционные школы. В России до революции это были церковно приходские школы, хедеры, талмуд-тора, мектебе, медрессе и др. Особое влияние имели и имеют в Зап. Европе католические К. ш., на Ближнем Востоке — мусульманские. В СССР К. ш. как открытое орудие контрреволюции были закрыты.

КОНФЕТТИ'—первоначально (в Италии) шарики из гипса, затем мелко нарезанные кружки разноцветной бумаги, к-рыми обсыпают "друг друга во время карнавала.

КОНФИГУРАЦИЯ (лат.)—внешнее очертание, взаимное расположение каких-либо предметов (звезд и т. д.).

КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЙ (лат.)—доверительный, не подлежащий огласке, секретный.

КОН ФИРМ А'ЦИЯ (лат.—утверждение)—1) у «атоликов «таинство» (особый обряд), совершаемое над подростками для «укрепления» обряда крещения. 2) У протестантов—исповедание веры достигшим церковного совершеннолетия. 3) К.приговор а—утверждение приговора.

КОНФИСКА'ЦИЯ (лат.)—принудительное безвозмездное отобрание в пользу гос-ва всего или части имущества, принадлежащего частным лицам. После Октябрьской социалистич. революции К. играла немалую роль в деле экономич. разоружения буржуазии как одна из форм экспроприации бурж. собственности. К. может производиться в судебном или адм. порядке. Согласно действующему советскому праву, К. не подлежат: 1) предметы питания и денежные •суммы в размере 3-мес. заработка рабочего на каждого члена семьи; 2) необходимые предметы домашнего обихода; 3) с.-х., мелкокустарный и ремесленный инвентарь, служащий ■средством существования осужденного и его


КОНФУЦИАНСТВО—европейское обозначение государственной идеологии старого Китая. Такое пслсжение К. занимало со времени зап. Ханьскоа династии (2 в. до хр. э.) вплоть до революции 1911. Эта религиозни-моральная система сказывается китайцами с окруженной легендами личностью мудреца Кун цзы (латинизированное его имя—Конфуций, годы его жизни, по преданию, 551—478 до хр. э.). Мо-рально-полит. учение, ему приписываемое, изложено в изречениях (собранных в кн. «Лун-ю») и основывается на истолковании древних традиций и на признании необходимости соблюдать установленные предками обряды (поклонение духам предков и героев, жертвоприношения душам умерших, небу и т. д.). Влия-! тельнейшим пропагандистом К. был Мен-цзы (371—288 до хр. э.), но признание К- получило лишь при зап. Ханьской династии. С 11 в. хр. э. реформированное конфуцианство, испытавшее влияние туземного даосизма и проникшего в Китай буддизма, приобрело исключительное значение в политической и умственной жизни Китая. Конфуций был объявлен «совершенным мудрецом», и ему стали воздавать поклонение в особых храмах. К. стало религией китайской бюрократии (мандарнната). Идеология К. построена на культе предков и на пяти «отношениях»: между правителем и подданным, родителями и детьми, мужем и женой, между братьями и друзьями. Основа этих отношений—почитание и беспредельное подчинение «сыну неба» (монарху), родителям и старшим. Найдя благоприятную почву для своего признания в условиях бюрократическогоустрой-ства китайской монархии, К. стало тормозом социального и умственного прогресса Китая. Усвоение конфуцианских канонических книг легло в основу китайского образования и стало непременным условием занятия ответственных постов «а государственной службе. Лишь со времени революции 1911 и распространения европейского образования К. все более и более теряет почву в Китае.

Значительно было также влияние К. в Корее, Японии, Аннаме и др.

Лит.: Р е й с н е р М., Идеологии Востока, Москва— Ленинград, 19*27.

КОН ФУ'ЦИЙ (по-кит. — Кун-фу-цзы, пли Кун-цзы, философ Кун, 551—478 до хр. э.) — по китайской традиции основатель конфуцианства.

КОНЦЕ'НТР —см. Учебные программы и Учебный план.

КОНЦЕНТРАТ (лат.)—конечный продукт, получаемый при обогащении всевозможных руд и содержащий такое количество металла, что извлечение его из К. становится рентабельным. Отходы, или х в осты, содержат очень небольшое количество извлекаемого из руд металла.



Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.