< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 51.









87    ИТАЛЬЯНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА    88

Боярдо и Ариосто (1474—533). Пасторальный роман Саннадзаро «Аркадия», любовная лирика Лоренцо Медичи и Полициано отмечены созерцательным эстетизмом. Так, в эпоху высшего подъема культуры Возрождения И. л. таит в себе уже признаки упадка социальной активности итал. буржуазии.

Еще более снизился идейный уровень И. л. во время начавшегося в 30-х гг. 16 в. экономич. упадка Италии, ее разорения благодаря военным интервенциям соседей и укрепляющемуся господству Испании. В эпоху последовавшей за этим феодально-католич. реакции лит-ра стала развлечением феодальной знати; в лит-ре господствуют эстетский формализм и подражательность (лирика «петраркистов»), Лишь в сонетах великого художника Микель Анджело глубина мысли господствует над формой. В 1-й пол. 16 в. бурж. интеллигенция еще боролась за нац. единство и независимость мысли (Макиавелли, 1400—527). Гуманистская комедия (Ариосто, Макиавелли) и трагедия (Триссино) уступает место безыдейной комедии масок и пасторальной драме (Тассо, Гварини). Величайший поэт эпохи Тассо (1544—95) создал эпос феодально-католической реакции (поэма «Освобожденный Иерусалим»). Папская цензура и инквизиция подавляли всякую свободную мысль (философ Джордано Бруно, 1548—600, погиб на костре).

Застой производительных сил, иноземный гнет, разгул реакции определили глубокий упадок И. л. в 17 в. В поэзии царили манерность, виртуозничанье (Марино и маринисты); те же черты—в театре. Церковный террор продолжался. Великий ученый Галилей (1564— 1642), лучший прозаик своего времени (в своих научных «Диалогах»), был привлечен к суду инквизиции.

С нач. 18 в. замечается нек-рое оживление И. л., вызванное новым подъемом самосознания итал. буржуазии. Маффеи и Метастазио обновляют трагедию и оперу (мелодраму), приближая их к франц. классическому театру. К середине 18 в. бурж. движение крепнет, опираясь на опыт буржуазии передовых стран—Франции и Англии. ГолъОони (1707—93) является основоположником бурж. реалистич. комедии. Комедия масок нашла однако защитника в лице венецианского аристократа К. Гоцци (1722— .1806) («Драматические сказки»). Культурный рост буржуазии выражается в интересе к научным знаниям (основоположник философии истории Вико, 1668—744, ученый-историк Му-ратори и др.), в усилении сатирико-моралистической литературы (сатира на разлагающееся дворянство Парини, тираноборческая трагедия Альфьери, 1749—803, и др.).

Кратковременное существование итал. ре-волюц. республик (1796—804) отмечено вспышкой якобинской поэзии. Политическая реакция и реставрация австр. господства вызвали струю меланхолии и пессимизма в поэзии итал. сентиментализма, к-рый был окрашен в национально-патриотические тона как у Монти, так и у Фосколо (1778—827), после крушения патриотических надежд ушедшего в изгнание.

И. л. эпохи бурж.-национальной борьбы за независимость и объединение Италии (эпоха Рисорджименто) служила орудием агитации за национальную и политическую свободу. Таковы основные задачи итал. романтизма, главой и вождем к-рого был Манцони (1725—873), идеолог либеральной католической буржуазии.

Его антиподом был последний величайший итал. поэт 19 в., пессимист Леопарди (1798— 1837), идеолог скудеющего поместного дворянства, певец порабощенной Италии. Излюбленный жанр—исторический роман, шедевром которого были «Обрученные» Манцони,—разрабатывался то в бурж.-либеральном (Массимо д’Адзельо), то в республиканско-демократическом духе (Гверацци). «Призыв к беспрерывной борьбе» как лозунг литературы был провозглашен вождем «Молодой Италии» Мадзини.

К этой же эпохе относится расцвет сатиры (Белли, Джусти), патриотической лирики (Маме-ли, Меркантини).

В 1870, после нац. объединения, Италия стала конституционной монархией, в которой господствующим классом стала крупная буржуазия. Диктатура буржуазии вызывает протест радикальной мелкобурж. интеллигенции. Знамя борьбы поднимает Кардуччи (1836—907), под влиянием которого развивается вся И. л. конца 19 в. Быстрый рост пром. капитализма в Сев. Италии приводит к обострению классовой борьбы. Часть мелкой буржуазии, во главе с б. республиканцем Кардуччи, примиряется с капиталистическим строем, становясь на позицию воинствующего национализма; д’Ан-нунцио (р. 1864) и предтеча фашизма Ориани прославляют колониальную экспансию. Другая часть проникается идеями мелкобуржуазного социализма (поэты Рапизарди и Пасколи, де Амичис). Представители итальянской разновидности натурализма, выступавшего под именем верита,—Верга, Капуана, Грация Деледда— изображают гл. обр. деревню экономически отсталых областей (Сицилия, Сардиния и др.). • Веризм питает областную И. л., пользующуюся местными диалектами; к нему примыкает неаполитанская романистка Матильда Серао. Конец 19 в. отмечен неоромантической реакцией, глава к-рой—Фогаццаро.

Классовая борьба в И. л. особенно обостряется в эпоху империализма. Часть писателей вступает на путь прославления империалистич. «Третьей Италии» (д’Аннунцио, футуристы во главе с Маринетти). Другая часть выступает с гуманитарным обличением капиталистич.об-ва (Ада Негри), с показом культурного роста рабочего класса (Чена). Такое расслоение И. л. особенно усиливается в годы Мировой войны. Растет оппозиционная литература, направленная против войны (Малатеста, Мандрэ), против послевоенной «порчи нравов» (Бонтемпелли,■ Иандзини), разложения буржуазного общества (Мариани). К послевоенному периоду относится расцвет славы драматурга и беллетриста Пиранделло, творчество к-рого проникнуто трагическим пессимизмом.

Фашистский переворот мобилизовал писателей разных направлений. К фашистам перешли не только такие идеологи империализма, как д’Аннунцио и Маринетти, но и ряд писателей, слывших до того «революционными», вроде Папини. Внутри фашистской лит-ры идет борьба между сторонниками «европеизации» и «урбанизации» И. л. (Бонтемпелли) и националистами, делающими ставку на кулацкую деревню (Малапарте). Пролет, лит-ра, старейшим представителем к-рой является Серрати, в ви-^ ду жестокого фашистского террора развива-”* ется лишь за пределами Италии. Пролет, писатели-коммунисты (Каротти, Пелузо, Джер-манетто) живут и печатаются за границей (преимущественно в СССР).




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.