< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 53.









ИТАЛЬЯНСКИЕ ВОЙНЫ—ИТАЛЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО    92

могательных (аналитических) книг. В основные книги вносятся краткие записи статей (даже без текста), а во вспомогательные — более подробные (см. Бухгалтерия).

ИТАЛЬЯНСКИЕ ВОЙНЫ—ряд войн (1494— 1559) между Францией, с одной стороны, и Римско-Германской империей и Испанией—с другой, за господство в Италии. Италия представлялась легкой добычей в силу своей политической раздробленности, усугубившейся общим упадком страны. И. в. сопровождались рядом походов франц. королей в Италию, во время которых ее правители частью оказывались их союзниками, частью—противниками. При Франциске I союзниками Франции были также турецкий султан и герм, протестанты. И. в. тесно переплелись с общеевропейскими политическими отношениями и военными действиями в др. странах. Война переносилась и на границы Германии и на франц. территорию. И. в. явились одним из результатов экономич. и по-литич. упадка Италии.

ИТАЛЬЯНСКИЕ КАМПАНИИ—в эпоху Революционных и Наполеоновских войн, походы Бонапарта в Италию для борьбы с Австрией. П е р в а я И. к. (1796—97) была частью обшего наступательного плана франц. армий, пытавшихся с С. и Ю. (из Германии и из Италии) осуществить движение на Вену. Разбив сардинцев, союзников Австрии, а при Лоди, Риволи и др. и самих австрийцев, Бонапарт, перенеся военные действия за Альпы и создав вместе с войсками, двигавшимися из Германии, угрозу Вене, вынудил Австрию к миру в Кампо-Фо-рмио (1797), обеспечившему Франции Бельгию, левый берег Рейна и признание созданной ею в Италии Цизальпинской республики. В т о -рая И. к. (1800—01) началась переходом франц. армии через Сен-Бернарский проход в Альпах из Швейцарии в Италию и сопровождалась разгромом австр. армии при Маренго, после чего дальнейшие успехи французов в Италии и наступление их через Юж. Германию принудили Австрию к Люневилль-скому миру (1801). И. к. повлекли создание в Италии ряда т. н. дочерних республик и ряд территориальных переделов. И. к. способствовали распространению созданных Французской бурж. революцией 1789 социально-политических порядков в Италии. В то же время Италия стала монопольным рынком для франц. промышленности.

ИТАЛЬЯНСКИЙ РАЙГРАС—см. Райграс.

ИТАЛЬЯНСКИЙ ЯЗЫК—один из романских языков; ближе всех других к латинскому. В основе литературного И. я., к-рый начал слагаться в 13 веке, лежит тосканское (флорентийское) наречие. За пределами Италии на И. я. говорит часть населения нек-рых приморских городов Далмации, части Швейцарии (Тессин), жители Корсики и Мальты, а также значительная часть итальянцев-эмигрантов в Сев. и Юж. Америке, в Сев. Африке.

ИТАЛЬЯНСНОЕ ИСКУССТВО—выросло в стране, богатой остатками античного (древнеримского) искусства (см. Римское искусство). В так наз. древнехристианском искусстве эпохи раннего феодализма перекрещиваются римские традиции и восточные влияния (базилики Равенны и Рима).

В эпоху развитого феодализма (11—12 вв.) складывается т. н. романское искусство (см. Романский стиль), центром к-рого становится Ломбардия. На востоке п юге Италии романская архитектура проникнута византийскими и даже арабскими влияниями (собор св. Марка в Венеции, собор в Монреале). Но специфические условия историч. процесса вИталии, раннее развитие городов обусловили и своеобразие развития искусства. В архитектуре наиболее передовых областей (Тоскана и др.) очень рано сказывается влияние античных традиций.

Проникшая из Франции готика не получила в Италии (13—14 вв.) столь полного и яркого развития, как в странах к С. от Альп; в архитектуре здания горизонтальные спокойные пояса парализуют стремление вертикалей ввысь (церковь св. Франциска в Ассизи, собор Сиены); фасады получают богатый готич. убор (собор в Орвието). Уравновешенная композиция характеризует скульптуру школы, основанной Никколо Пизано; к ней принадлежали Джованни и Андреа Пизано, Арнольфо ди Камбио. Разрыв с византийской иконописной традицией выявляется (после первых попыток Ка-валлини и Чимабуэ) в искусстве Флоренции, в реалистич. простоте и драматической силе фресок Джотто (1266—337) и его школы. По сравнению с флорентийской школой, к-рая становится руководящей, школа Сиены с ее поисками утонченной линии кажется более связанной с художеств, традициями готического искусства (Дуччьо, Симоне Мартини и др.).

Рост городов и буржуазии приводит к стремлению освободиться от схоластики и догматизма феодально-церковного мировоззрения средневековья, к созданию новой, светской культуры, строящейся на идеях гуманизма, на выдвижении личности и развертывании широких возможностей развития ее творческих сил. 15 в. является в Италии веком раннего Возрождения, в к-ром нашли свое выражение эти стремления. Особенно сильны были позиции буржуазии во Флоренции. Наряду с церковным строительством все более широкое место занимает светская архитектура (палаццо городского патриция, загородная вилла и т. д.).

Крупнейшими зодчими раннего Возрождения были Ф. Брунеллески (1377—446), строитель купола Флорентийского собора, палаццо Питти и др., и разносторонний ученый и художник Л. Б. Альберти. План зданий получает характер простоты и логической ясности в организации пространства. Простота и ясность характеризуют и общую трактовку и членен ю фасадов.

Родоначальником нового стиля в живописи был Мазаччьо (1401—28). Искусство последнего, как и живопись его продолжателей [Пьеро делла Франческа, Мантенья (1431— 1506)], строится на основе изучения природы, на разрешении задач объема, пространства, перспективы, света и т. д. От религиозных тем, к-рым остается верен Фра Анджелико, живописцы переходят к светским. Наряду с монументальной фреской развивается станковая живопись. Скульптура освобождается от своего подчинения зодчеству и становится самодовлеющим искусством, своими достижениями оказывающим глубокое влияние на живопись. Крупнейшими скульпторами раннего Возрождения были Лоренцо Гиберти (1378—455), создатель живописного рельефа, и Донателло (1386— 1466), сочетающий в своих статуях и рельефах экспрессивность готики с уравновешенностью античного искусства.

В 15 в. обострившаяся классовая борьба в городах-республиках Средней и Верхней Ита-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.