< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 57.









95 ИТЕЛЬМЕНЫ—ИХТИОЗ 96

ИТЕЛЬМЕНЫ —самоназвание камчадалов.

ИТО, Гиробима (1841—909)—князь, гос. деятель Японии. В 1886—901 несколько раз был премьером. Принимал участие в выработке конституции 1890. В 1901—03—сторонник русско-японского союза. Резидент Кореи (1905—09). Убит корейцем.

ИТТЕРБИЙ, УЬ —химический элемент из группы редких земель. Металл; ат. вес 173,5; порядковое число 70.

«ИТТИХАД ВЭ ТЕРАККИ»—см. «Единение и прогресс».

ИТТРИЙ, У—химический элемент III группы периодической системы. Ат. в. 88,93; порядковое число 39; уд. в. 4,6.

ИУДА ИСКАРИОТ—в Евангелиях, один из 12 апостолов Иисуса, предавший его врагам; личность мифическая. Образ И. И.—олицетворение иудеев и иудейс.кого народа и как таковой создан был враждебными иудеям сектантами-хриетианами севера Палестины, галилеянами и самарянами.

ИУДАИЗМ—широко распространенное условное обозначение религии евреев. Фактически не представляя единой стройной системы, она в своем многовековом развитии изменялась в соответствии со сменой социальных формаций, к к-рым принадлежали евреи в разные эпохи. При родовом строе религия древних евреев-кочевников выражается в культе духов предков (Израиль, Авраам, Иосиф и др.). Наряду с этим сохраняются пережитки тотемизма— обрезание, пасхальный агнец (см. Пасха)—и первобытной магии. Длительному периоду распада родового общества, переходу к оседлости на базе земледельческого хозяйства соответствует многобожие (политеизм)—почитание богов, олицетворяющих силы природы (Ваал, Астарта и др.); возникают земледельческие праздники (весенний праздник опресноков, или маццот, объединенный с пасхой; осенний праздник кущей, или суккот). По мере объединения евр. племен выдвигается культ племенного бога Ягве, или Ягу (Иеговы), сначала как верховного бога наряду с другими богами и богинями, а затем как единого национального бога. Его «милостью» (как и в других восточных деспотиях) освящается власть земного царя. Древние местные родовые культы также принимают общенациональный характер и приводятся в связь с культом Ягве.

После потери политической самостоятельности (см. Вавилонский плен) и «рассеяния» вне Палестины (см. Диаспора) евреи, организованные в религиозные (теократические) общины, усваивают идею единобожия (монотеизма). Национальное и классовое угнетение нашло извращенное отражение в пропагандируемых пророками и жрецами идеях «избранничества» евр. народа и мессианства—пришествия изба-вителя-мессии.


В рамках эллинско-римского рабовладельческого об-ва эта форма И. осложняется в талмуде проповедью смирения и покаяния, освящением социального неравенства, крайним развитием обрядности (строгого соблюдения субботы, закона о пище и т. д.) и обособленности от окружающего населения. После того как религ. традиции получили свою писанную формулировку в каноне (списке) книг «священного писания» (см. Библия), канон и закрепление авторитета талмуда (отвергнутого лишь караимами) среди большинства (см. Раввинизм) стали средством для одурманивания трудящихся, подчинения их власти эксплоататоров; это значение И. сохранил и в феодальном и в капита-листич. об-ве. Внушая трудящимся ложное убеждение в тождестве И. с евр. национальностью, евр. буржуазия усиливает дурман религии ядом национализма. И. и служители его культа, как и все религии и духовенство, ревностно защищали и защищают систему эксплоа-тации и всячески мешают революционной борьбе трудящихся.    А Ранович

ИУДЕЙСКАЯ ВОЙНА, 66—70—война римлян под предводительством Веспасиана (а после его провозглашения императором под предводительством его сына Тита) с восставшими евреями. В восстании значит, роль играли зелоты (партия сельской и гор. бедноты). Оно стояло в теснейшей связи с обострившейся классовой борьбой в Иудее, вылившейся в борьбу между зелотами и "фарисеями. В 67 римлянами была взята крепость Иотапата, и гл. военачальник евреев Иосиф Флавий, примыкавший к фарисеям, сдался в плен. В 70 Титом был взят и разрушен Иерусалим. Население подверглось массовому избиению и изгнанию.

ИУДЕЙСКОЕ ЦАРСТВО—одно из 2 царств (южное), на к-рые распалось древнее еврейское царство ок. 930 до хр. э. Столицей его остался Иерусалим, династией—дом Давида. И. и. было покорено (586 до хр. э.) вавилонянами (Навуходоносором). Впоследствии царями иудейскими именовались (с 106 до хр. э.) евр. цари из дома Маккавеев. Римляне, подчинившие (63 до хр. э.) Палестину, предоставили титул царя иудейского своему ставленнику Ироду, а впоследствии—его внуку Агриппе. В еврейской религиозной мистике царем иудейским именуется мессия, легендарный грядущий избавитель из дома Давида; на этой почве создалась также легенда о мессии из дома Давида—Христе.

ИУДЕЯ—южная часть Палестины с гл. гор. Иерусалимом.

ИУДИНО ДЕРЕВО, Cercis siliquastrum—дерево или кустарник сем. бобовых подсем. це-зальпиниевых. Родина—Юж. Европа, Малая Азия; в СССР дико растет в Зап. Тянь-шане. Хорошо выдерживает климат Крыма и побережья Кавказа; разводится как декоративное; цветет розовыми цветками рано весною до распускания листьев. Древесина тяжелая, идет в столярном деле на поделки.

ИФИГЕНИЯ — легендарная древнегреческая героиня, дочь легендарного царя Агамемнона, участника Троянской войны. Обреченная на заклание была спасена богиней Артемидой и перенесена в Тавриду (Крым), откуда впоследствии бежала в Грецию с братом Орестом. Образ Ифигении трогательно разработан греческими трагиками, особенно Еврипидом.

ИХНЕВМОН, фараонова м ы ш ь, Herpestes ichneumon—млекопитающее семейства виверр. Цвет шерсти зеленовато-серый; тело—до 65 см.

Легко приручается, истребляет крыс и мышей. Водится в средиземноморских странах.

ИХТИОЗ, рыбья чешу я—врожденный порок развития кожи, заключающийся в аномалии ороговения. При И.роговой покров кожи утолщается, кожа суха, жестка, шероховата, покрыта чешуйками. В тяжелых случаях чешуйки толсты, и кожа напоминает кожу крокодила или ящерицы.





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.