< Малая советская энциклопедия - пятый том. Страница - 61.









КА'АБА — святилище ислама; находится во дворе большой мечети в Мекке. Культ К., связанный с почитанием «черного камня», заимствован исламом из древнеарабского многобо-жия. Пб преданию, камень упал с неба.

к


КА'АС (Каав), Людвиг (р. 1881)—германский политический деятель, католический священник. В 1919 К. был избран в Национальное собрание; с 1920 по 1933—один из руководящих членов фракции Центра в рейхстаге. Тесно связанный с рейнскими промышленниками, К. во внешней политике поддерживал линию Штре-земана, во внутренней политике был представителем самого реакционного крыла партии Центра, ориентируясь в то же время на коалицию с с.-д. После прихода к власти Гитлера К. в мае 1933 эмигрировал в Рим.

КАБАК—в царской России заведение для продажи водки. Со времени Ивана IV «царев К.» стал важным источником гос. дохода; в 1652 виноторговля стала казенной монополией. Сдача К. на откуп служила источником обогащения дворянства и купечества. С 1746 К. переименовывается в «питейное заведение».

Лит.: П р ы и; о в И., История кабаков в России в связи с историей русского народа, 2 изд., Казань, Г1914].

КАБАКОВ, Иван Дмитриевич (р. 1891) — партийный работник, большевик с 1914. Рабочий-слесарь. Сын крестьянина, работавшего по найму в качестве чернорабочего. С 1916—член Сормовского большевистского к-та. После Февральской бурж.-демократич. революции—член Сормовского и Нижегородского советов. В

1918—21—на ответственной парт, и сов. работе. В 1922—23—секретарь Ярославского губкома, в 1924—28—секр. Тульского губкома, в 1928—

1929—пред. Уральского облисполкома, с 1929— секр. Уральского обкома ВКП (б), с 1934—секр. Свердловского обкома ВКП (б). С XIII съезда— кандидат в члены ЦК ВКП(б), с XIV съезда— член ЦК ВКП(б). Член ВЦИК и ЦИК СССР.

КАБАКОВСК — современное название гор. Ыадеждинска Свердловской обл.

КАБАКЧИ'ЕВ, Христо Стефанов (р. 1878)— болгарский коммунист. Революционную деятельность начал со школьной скамьи. Был членом ЦК рабочей с.-д. партии (тесняков) и КП Болгарии (1905—28). Талантливый публицист. Был в 1908—23 редактором центр, органа с.-д., впоследствии—КП Болгарии. В течение

10 лет был депутатом парламента. Участник ряда конгрессов Коминтерна, был в 1921 делегатом ИККИ на съезде соц. партии Италии в Ливорно. Накануне Сентябрьского восстания

1923 в Болгарии был арестован и осужден на 1272 лет; освобожден после амнистии 1926. В наст, время—в Москве, работник Института Маркса—Энгельса—Ленина.

КАБАЛА' (араб.—продажа)—в древней Руси 14—17 вв. договор (с конца 16 в. письменный)

о займе или о закладе имущества, к-рым заимодавец оформлял жесточайший вид феодальной зависимости трудящихся в 14—17 вв. См. Холопство.

КАБАЛЕВСКИЙ, Дмитрий Борисович (род. 1904) — талантливый советский композитор. Начав в духе академического романтизма, К. постепенно и неуклонно стремится—через ряд удачно выполненных муз. композиций для радио, театральных постановок («Мстислав Удалой», «Гибель эскадры», «Восточный батальон», «Дорога цветов») и музыку к кинофильмам («Петербургская ночь», «Аэроград» и др.)— к расширению своего творческого кругозора, к реалистическому отображению конкретной, эмоционально-насыщенной тематики в самых различных жанрах. Кроме указанных сочинений К. написал: 3 симфонии, 2 концерта для фортепиано с оркестром, струнный квартет, ряд вокальных и инструментальных произведений и обработок, свыше 20 пионерских песен.

КАБАЛЬЕРО ЛАРГО—см. Ларго Кабальеро.

КАБАЛЬНОЕ Х0Г0ПСТЕ0—см. Холопство.

КАБАН, дикая свинья, или вепрь. Sus scrofa—отличается от домашней свиньи более коротким телом и более толстыми ногами. На спине род гривы из щетины. Цвет черно-бурый с желтым. У молодого вепря на спине продольные полосы. Водится в Ю>к. и Ср. Европе, чаще встречается в Сев. Африке и Ср. Азии в зарослях камыша, кустарника и лесистых местах. Вредит полям, огородам, наносит ущерб лесам, уничтожает дичь.

КАБАНИ'С (Cabanis), Пьер Жан Жорж(1757— 1808) — франц. философ-материалист и врач. По своим политическим воззрениям К. был близок к жирондистам. В эпоху Французской революции 1789 К. сыграл большую роль в реорганизации медицинских школ. Будучи членом Совета пятисот, он 18 брюмера внес предложение о роспуске Директории. В награду за это Наполеон призвал его в Сенат, где К. занял однако место на скамьях оппозиции и вскоре был вынужден отказаться от политической деятельности.

В гл. своем произведении «Отношение между физической и моральной природой человека» (рус. пер., 2 тт., 1865—66) К? ставит задачей философии «усовершенствовать человеческий род». Средством для этого должна быть медицина. Так как «моральное» (духовное) для К. есть не что иное, как «физическое, рассматриваемое под особым углом зрения», то, воздействуя на человеческое тело, можно добиться желаемых результатов и в области духа. К. пытается свести все психологические явления к физиологическим функциям: мозг так же «выделяет» мысль, как печень—желчь.

К. опирался на сенсуализм Локка и Кондильяка. Однако он отбрасывает «душу», выступавшую у Кондильяка в качестве субстанции, и приходит к выводу, что в основе всех явлений жизни лежит «физическая чувствительность». Эта чувствительность не является однако, по К., особой сущностью, а есть лишь некоторое свойство организованной материи. Дальнейший шаг К. по сравнению с Кондильяком заключается в том, что он обратил особое внимание на внутренние ощущения, т. е. ощущения, получаемые человеком в силу функционирования таких органов, как сердце, печень и т. п. В то время как ощущения от внешних предметов обычно осознаются и служат материалом для образования представлений, понятий, внутренние ощущения, по теории К., осознаются смутно или остаются вовсе неосознанными, тем не менее они определяют самочувствие человека.




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.