249    ЛЕПТОЧВЫЙ ПОСЕВ—ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ    250

ловеке паразитируют следующие Л. ч.: лен-тец широкий, цепень вооруженный, или свиной солитер, невооруженный цепень, или бычий солитер, и цепень карликовый. Заражение Л. ч. как профессиональное заболевание наблюдается у людей, имеющих дело с сырым мясом: мясников, поваров, кухарок и т. д. Для предупреждения заражения Л. ч. необходимы тщательная чистота, ветеринарно-сани-тариый надзор за убоем скота, улучшение водоснабжения и пр. санитарные мероприятия. См. Глисты.

ЛЕНТОЧНЫЙ ПОСЕВ—рядовой посев со сближенными рядками (в лентах) и широкими ме-ждурядьями (между лентами), которые необходимо разрыхлять. Применяется при культуре зерновых хлебов. Наиболее применим двустрочной Л. п. (рядки сближены попарно). В засушливых районах Л. п. применяется при посеве кукурузы, подсолнечника и проса.

ЛЕНТУЛОВ. Аристарх Васильевич (р. 1882)— художник. До 1917 входил в группу «Бубновый валет». После революции Л. от кубизма, переходит к реалистическому искусству. Наиболее значительные работы Л.: натюрморт «Овощи», «В кооперативе», «Севастопольские акварели» и др. (Третьяковская галлерея в Москве).

ЛЕНЦ, Эмилий Христиановнч (1804—65)— рус. физик, академик, проф. и ректор Петербургского ун-та. Известен работами по электричеству. Установил закон, носящий название Джоуля-Ленца, о количестве выделяемой электрическим током теплоты (см. Джоуль) и правило (Ленца), устанавливающее направление индуктированного тока (см. Индукция). Одним из первых построил лодку с электродвигателем. Много работал по геофизике (темп-pa н колебание уровня Каспийского м. п др.). Написал ряд учебников по физике п физич. географии.


ЛЕНЦ (Lenz), Якоб (1751—92)—нем. писатель, уроженец Лифляндии. Один из наиболее талантливых представителей периода «Бури и натисг.а»; выступил с драматургическим манифестом нового течения—«Замечания о театре» (1774), в к-ром резко нападал на подражание франц. классицизму 17 в. как искусству абсолютизма; проповедывал возвращение к природе и противопоставлял Шекспира классицизму. В своих драмах (-Гувернер», 1774; «Солдаты», 1776, и др.) Л. изобразил 'угнетение третьего сословия и его униженное положение.

Л EH3'H(Lenain), братья: Антуан (1588—648), Луи (1593—648) и Матьё (1607—77)—франц. художники. Последователи Караваджо, Л. были представителями зачинающегося бурж. реализма. От старших братьев, гл. обр. Луи, дошли картины, изображающие сцены из крестьянского и ремесленного бьгта,—«Обед крестьян», «Кузнец> (в музее Лувра), «Семейство молочницы» (в Эрмитаже) и др.

ЛЕОН—1) одно из феодальных испанских королевств, сложившихся на севере Испании в эпоху реконкисты (борьбы с маврами) в результате распадения Астурийского королевства в 910 на Астурию, Галисию и Леон. В 924 Л. объединил их вновь под своей властью. Выделившаяся из Л. в отдельное графство Кастилия вступила в борьбу с Л. и в 1037 образовала с ним соединенное королевство Кастилию и Леон. 2) Одна из провинций Испании с гл.- гор. Леон. 3) Гл. гор. провинции Л., ж.-д. станция; 29 т. ж. (1930). Старинный центр торговли полотнами. 4) Город в Никарагуа, станция ж. д.; 24 т. ж. (1926).

Один из старейших городов страны, до 1855—ее гл. город. Ун-т. Памятники ранней готики.

ЛЕОН, Мария Тереса (р. 1903)—революционная испанская писательница и журналистка. Как детская писательница и очеркистка Л. занимает видное место в современной испанской литературе. Из произведений Л. наиболее замечательным является сборник рассказов

о детях революционной Испании (1934—35) (на рус. яз.—«Красная звезда», «Тайна Синей шапки», «Корабль», «Жолуди»), Вместе с выдающимся испанским революц. поэтом Рафаэлем Альберти Л. издавала журнал «Октуб-ре» (Октябрь, 1933—34), сыгравший большую роль в революционном перевоспитании передовой интеллигенции. Л. организовала «Ассоциацию друзей Латинской Америки». В настоящий момент (1937) Л.—секретарь секции пропаганды Мадридского союза антифашистской интеллигенции. Являясь активным деятелем антифашистского народного фронта, Л. проводит революционно-агитационную работу на мадридском фронте и в прифронтовой полосе. Участвует в издании прифронтового журнала сМоно Асуль». Л. вместе с Рафаэлем Альберти приезжала в СССР (1932 и 1934). В последнее посещение СССР (март 1937) Л. вместе с Альберти была принята Сталиным.

ЛЕОНА’РДО ДА ВИ'НЧИ (Leonardo da Vinci, 1452—519)—великий художник и ученый, один из универсальных гениев эпохи Возрождения. Л. своей личностью, жизнью и творчеством полнее всех своих современников воплощает стремления и идеологию передовой буржуазии Флоренции 15 в. с ее культом индивидуальности и свободного научного исследования. Его безустанную пытливость привлекают постижение природы и разработка научных вопросов. Являя собой один из редчайших в истории примеров всестороннего гениального ученого, Л. работал в различных областях знания — в механике, физике, геологии, анатомии и др. Он предвосхитил открытия, сделанные много веков позже (законы статики, учение о волнах, полет птиц и принципы авиации, непостоянство границ моря и суши и мн. др.), им сделаны ценные открытия в области анатомии и пр. Свои научные открытия Л. широко использовал в ряде изобретений (гидравлические машины, блоки, лебедки и пр.) и в своей работе в качестве строителя каналов, шлюзов, военно-инженерных сооружений, зданий и т. H. Научные изыскания Л. сохранились в многочисл. рукописях, к-рые были опубликованы лишь в 19 в. (за исключением «Трактата о живописи», 1651),

Гениальность Л. с наибольшей силой проявилась в области живописи. Л.—величайший художник эпохи Возрождения, создавший непревзойденные образцы реалистич. искусства. Тщательное и непосредственное изучение Л. людей, природы, его постоянные наблюдения над жизнью и изумительное мастерство художника определили исключительную жизненность и выразительность реалистич. изображения Л. тончайших внутренних переживаний людей. Художественный реализм Л., в основе которого лежит гуманистический интерес великого художника к человеку, резко противостоит схематизму и аскетической безжизнен-






Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.