251    ЛЕОНИДОВ—ЛЕОПАРДИ    SSS

ности средневекового искусства и значительно выше поверхностного реализма эпохи кватроченто (15 в.). Страстный искатель, Л. и в области искусства был новатором, поставив п разрешив сложнейшие проблемы живописи (проблема композиции, света и тени, красок ит. д.). Уже ранние произведения флорентийского периода, как напр. «Поклонение волхвов», написанные ок. 1481 (Флоренция, Уффици), поражают глубиной мысли художника, его стремлением к анализу и широким обобщениям. Эти отличительные черты Л. как художника присущи его картинам «Мадонна в гроте», «Св. Анна» (Париж, Лувр) и др. Самое знаменитое произведение Л.—«Тайная вечеря» (1494—97), на стене миланского монастыря Санта Мариа делле Грацие, значительно пострадавшее от времени. В этом произведении уже господствуют принципы стиля классического искусства Высокого Возрождения (16 в.): строгая обдуманность, уравновешенность композиции и подчинение фигур единству действия. В портрете «Джоконды» (Лувр) техника Л., его нежная светотень, придающая предметам своеобразный рельеф, достигает своего высшего развития. В Эрмитаже находятся «Мадонна Бенуа» и приписываемая Л. «Мадонна Литта».

Лит.: Маркой Энгельс об искусстве, сост. Ф. Шиллер и М. Лифшиц, под ред. А. Луначарског о, М., 1933; Флорентийские чтения (Леонардо да Винчи), М., 1914; О л ь ш к и Л., История научной литературы на новых языках, т. I, М., 1933; Леонардо да Ввячн, Кшга о яшвописи, М., 1934; его же, Избранные произведения, т. I—XI, «Academia», [М.—Л.], 1935.

ЛЕОНИДОВ, Леонид Миронович (псевдоним Вольфензо на, род. 1873)—народный артист Союза ССР. В 1937 награжден орденом Ленина.Начало артистической деятельности Л. относится к 1896. В 1901


получил приглашение в московский театр Корша, откуда в 1903 перешел в Художественный театр.

Актер большого трагедийного темперамента, Л. создал в то же время ряд комедийно-жанровых образов.

ЛЕОНКАВА'ЛЛО (Leoncavallo), Руджьеро (1858—919) — итальянский оперный композитор; учился в Неаполитанской консерватории. Творческую деятельность начал оперой «Шат-тертон». Молодость Л. прошла в тяжелой борьбе за существование: он давал частные уроки музыки, играл в ресторанах, скитался по Франции, Англии, Германии, Египту. Вернувшись на родину, Л. начал работу над оперной трилогией «Сумерки» («Медичи», «Савонарола», «Цезарь Борджиа»), Между сочинением второй и третьей частей трилогии Л. написал двухактную оперу «Паяцы» (1892), быстро получившую мировую известность (см. Веризм). В 1897 им написана опера «Богема», в 1900—«Заза». Остальные оперы Л. («Роланд из Берлина», 1904; «Майя», 1910; «Цыгане», 1912; «Царь Эдип» и др.) успеха не имели.

ЛЕОНОВ, Леонид Максимович (р. 1899)— писатель. Родился в семье крест, поэта-самоучки. Печататься начал с 1922 (рассказ «Бу-рыга»). В наст, время—член президиума Союза советских писателей и член редакции журнала «Новый мир». В начале лит. деятельности Л. выступал преимущественно с мелкими рассказами и повестями. Все эти рассказы характеризуются сказовой стилизацией, близкой по манере к символистам. В 1925 появляется роман Л. «Барсуки», сразу поставивший его в первые ряды сов. писателей. Этот роман был интересной попыткой Л. показать классовую борьбу в деревне во время гражданской войны.

В годы перехода от восстановительного к реконструктивному периоду, в годы обострения классовой борьбы Л. подпадает под влияние упадочных настроений. Непонимание дальнейшего пути развития революции, приведшее к пессимизму и упадочной романтике, отразилось в наиболее значительном произведении Л. этих лет, в романе с Вор» (1927). Пессимизмом проникнуты и др. произведения Л. этого периода — «Необыкновенные истории о мужиках», драма «Унтиловск».

Победа сопналистич. строительства приводит Л. к творческому перелому. В романе «Соть»

(1930) п в повести «Саранчуки» (1931) Л. показывает влияние социалистического строительства на жизнь и психологию людей. Особенно интересен в этом отношении роман «Скутарев-ский» (1932), рпсующий борьбу в среде технической интеллигенции, переход ее лучшей части на сторону социализма. В 1936 вышел ро-

I ман Л. «Дорога на океан». Задуманный в широком плане (в нем показана не только современная действительность, но н затронута тема будущих войн и революций), роман страдает сюжетной расплывчатостью и неубедительностью в трактовке отдельных образов (Курилов).

Собрание сочинений Л,, 5 тт., «ЗИФ», М., 1930; Избранные произведения, М..ГИХЛ, 1932.

Лит.: фрнче В., Злметки о современной литера* т>ре, Ы. Л., [1928]; Нусннов П.. От «Унтиловска* к «Соти», «Красная новь., М.—Л., 1932, Л; 4; его же. От Лихарева к Скутаревскому, «Новый мир-. М.. 1933, е£° же, Леонид Леонов (Очерк творчеств.). М., К^5; Воитинская О., Дорога на океан, «К чсо-мольская правда» от 21/V 1936; Кирпотин В., Романы Леонида Леонова, М.—Л., 1932.

ЛЕОНТОВИЧ, Мыкола (1876—920)—укр. композитор, выдающийся мастер обработок нар. песни. Работал школьным учителем в Тульчи-не, где (при советской власти) организовал крестьянский хор. Хоровые обработки Л., построенные на крестьянском песенном лирико-бытовом и обрядовом материале, являются классическими образцами, на к-рых учатся многие укр. композиторы. Менее удачны произведения Д. на собственную тематику (эскизы оперы, песни). Первое изд. хоровых обработок Л. вышло в Киеве (1922).

ЛЕОПАРД—см. Барс.

Л Е0 П А' РД И (БеорагсИ), Джакомо(1798—837)— знаменитый игал. поэт, один из крупнейших представителей поэзии «мировой скорби». Род* в аристократич. реакционной семье. В первых своих политич. одах («К Италии», «Памятник Данте») поэт еше находит возможным мысленно спасаться в прошлые «героические» века, к-рые он страстно противопоставляет унижению и позору современной ему Италии («Народ, взгляни на предков и стыдись!»). Но затем он отказывается и от этого увлечения прошлым и все более укрепляется в убеждении, что вечны только скорбь и страдание.

Поэтическое наследие Л. очень невелико: среди оставленных им 39 стихотворений и нескольких десятков философских диалогов и многочисл. отрывков и «мыслей» не все равноценно. Разочарованность представителя гибнущей аристократии слышится в его направленной против «века машин» «Палинодии». Характерные черты творчества Л.—лиризм его эле





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.