317    лпот

шипиков и т. п. По форме различаются: Л. игловидный (хвоя), чешуйчатый (туя, кипарисы), линейный (рис. 1), ланцетный (рис. 2), эллиптический (рис. 3), яйце- I видный (рис. 4, 8), почковидный '

(рис. 5), сердцевидный (рис. 4,

другой в строгом порядке. Обычно Л. для газет перегибают один раз, редко так же и для книг (4 страницы—фолио); чаще для книг


5), стреловидный (рис. 6), щитовидный (рис. 7) и т. д. По степени изрезанности различают:

Л. цельнокрайний (рис. 2), зубчатый (рис. 4), городчатый (рис.

8), лопастной (рис. 9), рассеченный (рис. 10) и т. п. Если на общем черешке сидит несколько листочков, то Л. называют сложным: тройчатосложный (рис. 12), пальчатосложный, перистосложный (рис. 11), двоякоперистосложный (рис. 13) и т. д. Нередко на одном и том же растении Л .бывают различны (гетеро-филлия), напр, подводные и надводные (у водяного лютика, рис.

14) и т. п. Размеры Л. очень разнообразны: от нескольких л.« до 20 л у нек-рых пальм. Форма Л. часто находится в тесной зависимости от окружающей среды; напр, у растений сухих мест (ксерофиты) Л. сочные, мясистые, скопляющие много воды (агава, алоэ и др.), или, наоборот, очень мелкие, чешуевидные, мало испаряющие (тамариски и др.); у водяных растений подводные Л. часто разделены на много нитевидных долей (рис.

14), что облегчает обмен веществ, т. к. они приходят в соприкосновение с большими массами воды. Иногда весь Л. или части его превращаются в усики (рис. 15), колючки (рис. 16), кувшинчики (рис. 17) (см. Непентес, Насекомоядные растения), чешуи (у луковиц, почек) и т. д. Все части цветка являются также видоизмененными Л. Для каждого вида растений форма Л., степень изрезанности их, расположение на стебле и т. п. являются постоянными. У низших растений (грибов, большинства водорослей) Л. нет. У мхов Л. состоит б. ч. из одного слоя клеток, у высших растений—из многих слоев. Наружный слой клеток образует эпидермис (рис. 18—а). У более или менее горизонтально расположенных Л. под верхним эпидермисом находится т. н. палисадная ткань (рис. 18—б); в ней происходит гл. обр. фотосинтез, т. к. в клетках ее много хлорофилльных зерен (отчего верхняя сторона Л. бывает более темнозеленой). Остальная ткань Л. — т. н. губчатая (рис. 18—в)—состоит из рыхло расположенных клеток; в ней происходит гл. обр. испарение. В пластинке Л. проходят разнообразно ветвящиеся жилки, или нервы—сосу-дисто-волокнистые пучки; они являются опорной, скелетной тканью Л.; по ним же проходят питательные вещества. Жнвет Л. или меньше года (см. Листопад) или у т. н. вечнозеленых растений—несколько лет (у сосны 1—5 лет, У еЛИ ДО 1213 Лет).    Н. Комарницкий.

2) В книгопечатанн и—бумага, на к-рой напечатан текст (рисунки и пр.) так, что при сгибании получается желаемый формат газеты, книги и пр., и при этом текст распределяется по страницам, следующим одна за перегибают Л. дважды (8 страниц—кварто), обычно же для книг среднего формата 3 раза (16 страниц—октаво)и т. д. Л. авторски й— единнца исчисления размера текста к.-л. произведения слова (прозы), положенная, между прочим, в основу оплаты авторского гонорара. В СССР авторский Л. считают в 40 т. типографских знаков (букв, знаков препинания и пробелов между словами), что приблизительно соответствует количеству их, содержащемуся в печатном Л. среднего размера при наборе корпусом.

ЛИСТ (Liszt), Франц (1811—86)—гениальный композитор, пианист, педагог и музыкальный деятель; последний выдающийся представитель муз. романтизма. 9 лет Л. выступил впервые с огромным успехом в публичном концерте. В 1821—23 он учился в Вене у Черни (по фортепиано) и Сальери (муз. теория). В 1823 Л. оформился как блестящий пианист, талант-к-рого быт отмечен Бетховеном. Осенью 1823 Л. приехал в Париж, однако попытка его поступить в консерваторию оказалась безус-пешкой' в виду реакционно-националистиче-ских ограничений приема для «иностранцев». В Шриже Л. продолжал работу над совершенствованием композиторского мастерства (у Паэра и Рейша), часто выступая в качестве пианиста-виртуоза. Круг его творческих и философских интересов непрерывно рос. Глубокая неудовлетворенность пустой жизнью «великосветских» салонов, осознание унизительной роли «артиста в положении лакея» определили черты философской меланхо-






Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.