319    ЛИСТ—ЛИСТВЕННИЦА    320

лии, разочарования. В эти годы JI. увлекался сен-симонизмом, а позднее—идеями «христианского социализма» аббата Ламне. Л., как и Берлиоз, восторженно встретил Июльскую революцию 1830 (наброски «Революционной симфонии»); он откликнулся на восстание лионских ткачей (1834) фортепианной фа нтазией«Лион». Но и эти увлечения скоро остыли. 1835—39—«годы странствований» Листа по Швейцарии п Италии. Романтические впечатления этих лет получили выражение в циклах фортепианных пьес («Альбом путешественника»). Одновременно продолжалась вир-туозно-пианистическая деятельность Л., высший расцвет которой относится к 1839—47. В 1848 Л. (в результате глубокой внутренней неудовлетворенности) прекратил концертную деятельность; он обосновался в Веймаре, посвятив себя целиком музыкальному творчеству. В 1848—861 (т. н. веймарский период) созданы его лучшие произведения: симфонии («Фауст» и «Данте»), ряд симфонических поэм («Прелюды», «Тассо», «Орфей», «Мазепа», «Битва гуннов», «Идеалы» и др.), фортепианные концерты (E-dur и A-dur), соната h-moll и ряд др. замечательных фортепианных произведений. Л. здесь выступил и как активный пропагандист творчества классиков (Бах, Моцарт, Бетховен, Шуберт и др.) и выдающихся современников (Берлиоз, Вагнер, Шопен, Шуман и др.). В 1861 Веймар стал музыкальным центром, а Л.— главой «новой веймарской школы», выдвигавшей талантливую композиторскую и кснол-нительскую молодежь. Творчески-новаторекая деятельность Л. в Веймаре встретила резкое противодействие со стороны реакционно настроенных формалистско-академических кругов. В 1858 Л. оставил пост оперного капельмейстера и решил покинуть Веймар. Л. переехал в Рим. В жизни и в творчестве Л. наметился перелом. Разочарованность, неверие, философский скептицизм проявились с особой силой. В 1865 он принял «малый постриг» и сан аббата. Сочинения Л. этого периода (оратории: «Елисавета», «Христос» и др. > носят явные следы его мистико-католичееких увлечений.

Историческое значение Л. огромно: как композитор он завершил в своем программно-романтическом симфонизме творческие искания Берлиоза, Вагнера, Паганини и Шопена. Предельно ясным и сжатым выражением идей про-граммно-романтич. симфонизма явилась созданная Л. форма одночастной симфонической поэмы с ее принципом однотемного симфснич. развития. Муз. язык Л. не однороден: он менялся, развиваясь и усложняясь вместе с общей его творческой эволюцией как художника, но всегда характернейшими чертами его муз. языка были пластичная, выразительная мелодика н изысканно-утонченная гармония; в этой области им были предвосхищены многие черты гармонического языка импрессионистов (Дебюоси, Равель, Скрябин). Как исполнитель JI. был законченным и совершенным представителем романтического пианизма, в к-ром органически сочетались черты субъективной драматической лирики Шопена и страстного, блестяще-виртуозного искусства Паганини. Из русских композиторов сильнейшее влияние Л-испытали Римский-Корсаков, Бородин, Балакирев, Чайковский, Скрябин, Глазунов и др. Творческое наследие Л. очень велико (ок. 1.000 оригинальных сочинений и транскрипций). Многие литературные работы Л. (книга о Шопене,



о цыганской музыке, ряд статей о положении артиста, о соврем. композиторах и т. д.) не потеряли до сих пор своего музыкально-исторического значения.

Лит.: Лист Ф., Ф. Шопен. М., 1936: X у б о в Г., Франц Лист, «Советская музыка*. М., 1936, Л* 11; Хвостенко В., Лист в России (184*2, 1843), там же, М., 1936, № 12; С т а с о в В., Лист, Шуман и Берлиоз в России, 2 изд., СПБ, 1911; Креилев Ю., Франц Лист, 2 изд., Л., 1935.    Г. Хубов.

Л И СТ (Liszt), Франц (1851 — 919)—германский буржуазный юрист-криминалист, работавший также в области международного права; профессор. В криминалистике—один из крупнейших представителей так называемой сог^иологи-чеекой школы. Автор «Учебника германского уголовного права» (1881) и популярного учебника «Международное право в систематическом изложении» (1898). Обе работы переведены на русский язык.

ЛИСТ (Liszt), Фридрих (1789—846)—германский экономист, один из виднейших сторонников историч. школы (см. Историческая школа в политической экономии). Основная задача эконо-мич. политики, по мнению Л., должна состоять в развитии производительных сил внутри отдельных национальных хозяйств. Л. упрекал экономистов классической школы в космополитизме, т. е. в пренебрежении к национальным интересам и особенностям. Основные производительные силы, по мнению Л., составляют: земледелие, промышленность и торговля. Необходимо гармоническое развитие этих производительных сил и превращение земледельческого государства в земледельческо-промышленно-торговое государство. Для осуществления этой цели необходимо содействие гос-ва в виде установления покровительственных пошлин на пром. товары. Эти пошлины должны носить воспитательный характер, т. е. должны обеспечить развитие тех отраслей, к-рые не могут еше вести конкуренции с более развитыми странами. Пошлины, по мнению Л., должны носить временный характер; они должны быть устранены тогда, когда данная страна догонит своих более сильных конкурентов .Л. был идеологом немецкой пром. буржуазии в ту эпоху, когда пром-сть Германии была отсталой и монополистом на мировом рынке являлась Англия. Он был председателем созданной в 1818,целях защиты от промышленной конкуренции Англии, Генеральной ассоциации германских промышленников и принимал активное участие в создании в 1833 Германского тамо- „    ,

___________________Лиственница: 1— вет-

ЖеННОГО СОЮЗа.    ка с цветами и старой

ЛИСТВЕННИЦА, Larix— шишкой, 2—ветка с род ХВОЙНЫХ крупных де- ХВОЯМИ и шишками, ревьев, с мягкими, сидя- соцветия европ. JI. щими пучками и опадающими на зиму хвоями. Шишки мелкие, довольно мягкие. Дают твердую, медленно под-









Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.