339    ЛИТОГРАФИЯ—ЛИТРАЖ Д ВИГА ТЕЛЯ    340

особый вид плотного известняка, обладающего способностью при обработке его поверхности жирными кислотами принимать на себя жиры, а при обработке его поверхности азотной кислотой—переходить в азотнокислую соль кальция, почти не восприимчивую к жирам и хорошо восприимчивую к воде. Рисунок на камень наносят специальным жирным карандашом или тушью, потом обрабатывают камень азотной кислотой и, слегка увлажнив его, накатывают краской; последняя пристает к камню только в тех местах, где были нанесены жирные штрихи рисунка. Литографские карандаши и тушь представляют смесь мыла, сала, воска, смол и ламповой копоти, сплавленных при высокой температуре.

Чтобы легче ориентироваться в рисунке и точнее передать переходы света и цвета, на оригинал накладывают прозрачную бумагу или желатин и обводят контуры (т. н. контрабрис), которые механическим путем переводят на камень. Широкое применение находит Л. при многоцветной печати, т. н. хромолитографии (см. цветную табл.). По технике работы она почти не отличается от одноцветной Л. Главная ее особенность—разложение репродуцируемого оригинала на составные цвета. Абрис оригинала переводят на такое число камней, сколько красок предположено в данной хромолитографии. На каждый камень хромолитограф передает рисунок только той части оригинала, к-рая должна быть отпечатана данным цветом; сумма всех этих цветов при печати дает цвет и тон репродуцируемого оригинала (см. цветную табл.).

Часто рисунок не делается на камне, а переносится на него механич. путем—это т. н. перевод. Различают машинные и оригинальные переводы. С рисунка на камне делается оттиск жирной краской на особую «переводную» бумагу, которая кладется потом на влажный чистый камень и протаскивается несколько раз под прессом станка. Бумага отмачивается, и на камне остаются перешедшие на него штрихи рисунка. Так переводятся абрисы, типографский набор и рисунки, сделанные на особых бумагах — автографской или на корнпапире, на к-рых возможна работа как тушью, так и карандашом. К числу переводов относятся и фотопереводы, т. е. фотомеханическое воспроизведение оригинала в Л. (см. Фотолитография) .

Для печатания с камня больших тиражей имеются особые плоские машины, снабженные мочильным красочным аппаратом и большим количеством валиков, распределяющих краску. Литографская бумага должна иметь ровную поверхность (исключается возможность применения волнистой, пористой бумаги), повышенную проклейку, обладать большой прочностью; требуется также отсутствие способности лохматиться. Литографская печать с увлажненной формы требует, чтобы литографская краска затиралась на натуральной олифе.

В силу общности процессов и принципа печати к Л. относят также печать с цинковых и алюминиевых пластин. Гибкость их дала возможность применить в Л. особые ротационные машины, значительно ускорившие и удешевившие печатание. Особое распространение получают теперь так называемые офсетные машины (см. Офсет).

Лит.: Родс Г., Литографское искусство, Л., 1928; Суворов П., Литография, М., 1927.

ЛИТОГРАФСКИЕ КРАСКИ—печатные краски для литографских работ; составляются из натуральных высыхающих масел и олиф (естественных илн искусственных), в которых растираются краски. Различают Л. к. для печатания штриховых изображений, меловые, переводные и иллюстрационные.

ЛИТОГРАФСКИЕ МАШИНЫ—машины для печатания с литографского камня; бывают плоские и ротационные. Плоская машина состоит из массивной подвижной рамы, на которой укреплены красочная плита, камень и мочильная подушка. Около середины машины установлен печатный барабан. При движении рамы вперед камень увлажняется, и рисунок на нем накатывается краской; при обратном движении рамы барабан с наложенным листом бумаги начинает вращаться и при прохождении под ним камня делает с него оттиск на бумагу. Плоские машины дают 400—500 оттисков в час. Схема ротационной Л. м. следующая: на одну половину барабана привернут цинковый лист, заменяющий красочную плиту плоской машины; на вторую половину барабана надевается цинковый перевод. Бумага помещается на печатающем барабане, установленном по отношению к первому барабану таким образом, что плотно прилегает к последнему только во время прохода перевода. Машина дает 800—1.000 оттисков в час. К ротационным Л. м. относятся и новые офсетные, машины (см. Офсет).

ЛИТОГРАФСКИЙ СЛАНЕЦ, литографский к а м е н ь—разновидность известняка чрезвычайно тонкозернистой структуры. Для литографского дела идет сланец наиболее однородный и плотный, в больших плитах размером от 14x16 см до 125x175 см, без примесей и слоистости. Лучшие ломки — в Баварии (в Золингофене); здесь были найдены многочисленные отпечатки исчезнувших растений и животных: медуз, аннелид, белемнитов,.ракообразных, рыб и птиц (см. Археоптерикс). В СССР Л. с. известен на Кавказе. Наиболее ценное—Алгетское месторождение Л. с. в Гру-Зйи, где с 1927 организована его разработка,

ЛИТОЛО'ГИЯ—учение о горных породах (см. Петрография).

ЛИТОРАЛЬНАЯ ЗОНА (т. е. прибрежная полоса)—1) мелкая береговая часть моря. 2) Название принадлежавшего до войны Австрии Истрийского полуострова с прилегающим к нему с севера районом. С переходом к Италии Л. з. вошла в состав новой итальянской области—Венеция, Джулия и Зара. 3) Узкая прибрежная полоса кВ. от п-ова Истрии в пределах Югославии.

ЛИТОСФЕ'РА (отгреч. lithos—камень, sphai-га—шар)—наружная твердая оболочка земного шара силикатного состава, доступная непосредственному наблюдению. Толщина Л. определяется различно.

ЛИТОФИ'ЗЫ (греч.)—пустоты в массивных горных породах. В Л. образуются минералы (в результате взаимодействия газов, особенно фтора) и часто встречаются драгоценные камни (напр., топаз).

ЛИТР (франц.)—единица меры объема жидких и сыпучих тел в метрической системе, равная объему куба с ребром в 10 см. 10 Л.— декалитр=0,81 ведра. При 43Ц Л. воды весит 1 кг.

ЛИТРАЖ ДВИГАТЕЛЯ—сумма рабочих объемов (в литрах) всех цилиндров двигателя.




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.