403    ЛУБПЫ- ЛУГА    404

или в наружной (у листьев—в нижней) части жилок или в стеблях и корнях большинства двудольных и всех голосеменных растений в виде сплошного кольца недалеко от поверхности. Л. липы используется на мочало, рогожи и т. п.

ЛУБНЫ—город, р. ц. наЗ. Харьковской обл. УССР, станция ж. д.; 25,4 т. ж. (1935). Центр по обработке сельскохозяйственного сырья. Суконная, войлочная, махорочная, мебельная фабрики, салотопка, мельница, с-пирто-водочный завод. Камышитовый (с 1932), станкостроительный заводы.

ЛУБОЕДЫ, Hylesinini—большая группа жу-ков-короедов. Многие из Л. принадлежат к числу важнейших вредителей леса. Живут на хвойных и лиственных породах.

ЛУБОК, лубочная картинка—распространенное название отпечатанных дешевых картинок, обычно раскрашенных, к-рые стали издаваться на Востоке, в Зап. Европе и России с возникновением гравюры. Л. предназначался для широких масс, преимущ. для низших слоев городского населения и в более слабой степени—для сельского. Название произошло, по-видимому, оттого, что первоначально Л. печатались с гравированных липовых досок («луб»). Сюжеты их были самые разнообразные: сцены из Библии и апокрифических сказаний, жития святых, сцены из былин и сказок, старинных забавных и поучительных повестей, изображения разных чудшц, разного рода карикатуры—бытовые и даже (редко) политические. Первые образцы русского Л. были заимствованы из иностранных источников («Славный объедало п веселый подливало»—франц. Гаргантюа, «Рейтар на петухе, рейтарша на курице»—взято из Германии). К оригинальным Л. относятся: «Как мыши кота погребали» и «Битва Бабы-Яги с крокодилом» (карикатуры на Петра I и его новшества), «Шемякин суд», «Ерш Ершович сын Щетинников»—карикатуры на неправедный суд и др. Немало было иллюстрированных сказок (ср. Лубочная литература). Печатались Л. под Москвой, в Мстере (б. Владимирской губ.), в нек-рых больших монастырях. Раскрашивание производилось грубо, от руки, в 4—5 красок. В виду широкого распространения Л. за его производством был установлен надзор. С 1850 все Л. должны были представляться в цензуру, многие доски были уничтожены. Во 2-й пол. 19 в. гравированный Л. уступил место хромолитографиям и олеографиям, изд. разными фирмами (И. Сытиным в Москве и др.).

Лит.; Ров и некий Д., Русские народные картинки, 5 тт., СПБ, 1881; его же, Сборник сатирических листов, извлеченных из материалов для русской иконографии, СПБ, 1893.

ЛУБОЧНАЯ Л ИТ ЕР АТ У РА—дешевые печатные издания, предназначавшиеся в царской России конца 18 и 19 вв. для «простонародья-?, как в то время назывались господствующими классами слои мещанства, крестьянства и рабочих. Термин произошел от очень популярных тогда картинок, известных под именем лубка. Объяснительный текст к этим картинкам и составлял первоначально все содержание «народной» Л. л. В более широком смысле к последней причислялись: легенды, жития, описания монастырей и др. виды церковно-агитационной литературы; сказки, в большинстве связанные по своему происхождению с рукописной литературой 16—18 вв., например о Бо-ве-королевиче, об Еруслане Лазаревиче, о суде Шемяки и др.; авантюрные повести и романы («Банька-Каин», «Приключения английского милорда Георга», «Известия о храбром рыцаре Францеле» и др.); разные виды бытовой сатиры. Большое место в Л. л. занимали т. и. песенники, т. е. сборники популярных песен и романсов. Наряду с произведениями, специально составлявшимися для Л. л. (вроде романа «Битва русских с кабардинцами» Зра-хова, 1840), Л. л. немало распространяла, обычно в сильных сокращениях или грубых переделках, произведения крупных авторов— Пушкина, Гоголя, Лермонтова, А. Толстого («Князь Серебряный»), чаще Лажечникова ( «Ледяной дом»), Загоскина («Юрий Мплослав-ский») и т. п. Центрами по изданию Л. л. были! Москва (фирма Холмушиных и другие изд-ва, впоследствии больше всего пзд-во Сытина), Киев, Петербург и др.

Лит.: Р о в в некий Д., Русские народные картинки, 5 тт. текста и столько же атласа, СПБ, 1881 (сокращ. изд., 2 тт., СПБ, 1901); его же, Сборник сатирических листов, извлеченных из материалов для русской иконографии, СПБ, 1893.

ЛУБРИКАТОР—прибор для автоматической подачн смазки к трущимся поверхностям машины; применяется в паровых машинах.

ЛУБЭ' (Loubet), Эмиль Франсуа (1838—

1929)—франц. политический деятель, адвокат. Республиканец в период Второй tiMnepuu. В 1870 поддерживал Гамбетту. Боролся с влиянием церкви на школу. Л.—сторонник активной колониальной политики. В 1892—премьер, вел борьбу с анархистами. Важную роль сыграл во вр>емя дела Дрейфуса, когда был выбран в президенты республики (1899—906). При Л. произошло отделение церкви от гос-ва, заключение «сердечного согласия» с Англией и начато завоевание Марокко. С 1906 Л. отошел от политики.

ЛУВЕ'ЛЬ (Louve 1), Луп Пьер (1783—820)— рабочий-седельщик, убивший в 1820 из ненависти к династии Бурбонов герцога Карла Бер-рийского, племянника и предполагавшегося престолонаследника французского короля Людовика XVIII. Был казнен.

ЛУВЕ'Н (Leuven, Louvain)—город в Бельгии, узловой пункт ж.д. Брюссель—Льеж; 38 т. ж.

(1933). Культурный центр: старинный (осн. в 1426) католический ун-т, Академия художеств, картганая галлерея и пр. Л. был в ср. вв. одним из центрюв суконной пром-сти Брабанта. В наст, время—ряд прюм. заведений (металлургия, химич. производство, мельницы)и хлебная торговля. Сильно пострадал от разрушений во время Мпрювой войны.

ЛУВР (Louvre) — б. корюлевский дворец в Париже, ныне здание музея. Заложен в 1541 на месте средневекового замка, закончен пострюй-кой в середине 19 в. Пострюен в стиле французского Возрюждения и отчасти классицизма 17 в. Со времени Франц. бурж. революции конца 18 в. Л.—национальный музей. Содержит богатейшее собрание древностей (египетских, ассиро-вавилонских, древнегреческих, римских н др.) и произведений живописи, скульптуры, рисунков и др. со времен средневековья и Возрождения до конца 19 в.

ЛУВУА' (Louvois), Франсуа Мишель Летел-лье, маркиз де JI. (1641—91)—с 1668 франц. воан. министр при Людовике XIV. Реорганизовал армию, улучшив вербовку солдат. В 1681 взял Страсбург, опустошил Пфальц (1689).

ЛУГА—площади земли, занятые многолетними травами, природными (естественными)





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.