475    МАЗ АРИН И—МАЗИ КОНСИСТЕНТНЫЕ    47в

чатление на народные массы Неаполя; тем не менее, власть испанцев была восстановлена.

МАЗАРИ'НИ (по-франц. Mazarin, по-итал. Mazzarino), Джулио (1602—61)—франц. гос. деятель, итальянец по происхождению. М. выдвинулся на службе у римского папы, к-рый назначил его в 1634 нунцием в Париж. Руководитель французской политики кардинал Ришелье обратил внимание на дипломатич. способности М. и содействовал его быстрому возвышению. В 1641 он был произведен в кардиналы, а в 1642 назначен членом королевского совета. После смерти Ришелье (1642) М. фактически занял его место и стал управлять Францией от имени регентши, королевы Анны Австрийской, и ее малолетнего сына Людовика XIV. М. удалось закончить Тридцатилетнкю войну выгодным для Франции Вестфальским миром (1648), подавить движение Фронды (1648—53) и закончить войну с Испанией выгодным для Франции Пиренейским миром (1659). Внешняя политика М. усилила Францию за счет Германии и Испании. Непрерывные войны, ведшиеся при М., тяжело отразились на благосостоянии франц. народа, справедливо обвинявшего его в том, что он при общем разорении сумел составить себе огромное состояние.

МАЗАР-И-ШЕРИФ—гор. в сев. части Афганистана, центр одноименной провинции; 20 т. ж. Важный центр внешней торговли страны до Мировой войны и один из центров сбора сырья

• (хлопок, шерсть) и фруктов.

МАЗА'ЧЬО (Masaccio), Томмазо (1401—28)— итал. художник эпохи Раннего Возрождения. Циклы его фресок и портреты отличаются знанием анатомии, перспективной построенностью пространства, драматизмом и реалистич. порт-ретностью отдельных персонажей. М. является одним из самых сильных выразителей реальнопознавательных тенденций эпохи Раннего Возрождения.

МАЗДАКИ'ЗМ—коммунистическое движение в Персии в конце 5 в., имевшее в основе религиозно-этическое учение Зарадушты (3 в.), являвшееся реформой учения манихеев. Под руководством жреца Маздака это учение вылилось под оболочкой религиозной доктрины в широкое революционное движение. Маздак, считая главной причиной вражды между людьми материальное неравенство, предлагал уничтожить его, отняв у богатых имущество и передав его бедным, уничтожить семью, раскрепостить женщину, отменить право наследования и право собственности. Причина широкого распространения маздакизма среди низших классов коренилась в резких противоречиях между богатствами знати и духовенства и нищетою масс, выступившей особенно рельефно во время голода при шахе Каваде I (488—531). Последний, желая ослабить угрожающее его династии могущество знати и успокоить волновавшиеся массы, примкнул к М., провел нек-рые социальные реформы аграрного характера и облегчил положение женщины. Низложенный аристократами, Кавад I с помощью гуннов вернул себе престол. Отношение его к маз-дакизму изменилось. Он стремился к примирению со знатью и духовенством, особенно по мере распространения среди широких масс М., принявшего грозный революционный характер. Маздакиты захватывали повсеместно имения знати, предоставляя их в общее пользование, и освобождали многочисленных жен-затвор-ниц. На созванном Кавадом I духовном собо-

ре, в к-ром участвовало и христианское духовенство, также заинтересованное в ликвидации этой опасной «ереси», был устроен «диспут». Присутствовавшие на соборе Маздак и др. вожди М. были убиты, затем последовало повсеместное избиение маздакитов (528—529).

МАЗДЕИ'ЗМ —древненранская (персидская) религия, основание к-рой приписывалось ми-фич. пророку Заратустре (Зороастру). Название религии взято от имени верховного божества Агура-Мазды (Ормузда), светлого начала, к-рое с подвластными ему духами—«амшаспан-дами»—борется с злым началом Ангро-Манью (Ариманом) и его злыми «дайвами». Борьба должна окончиться победой света над тьмой. Священная книга М.—Авеста. Основной обряд — поклонение сыну Агура-Мазды—огню (см. Митра); отсюда название «огнепоклонники». М. был долгое время гос. религией Персии, вплоть до 7 в. хр. э., когда был уничтожен торжествующим исламом. Небольшая часть маз-деистов переселилась в Индию, где их потомки (парсы) живут и поныне.

Лит.: Шантепи-де-ля-Соссей Д., Ил-люстрпрованная история религий, т. II, М., 18S9.

МАЗЕПА, Иван Степанович (ок. 1644—709)— украинский гетман (с 1687), проводник интересов богатой казацкой «старшины»; выступил в нач. 18 в. как вождь движения, ставившего своей целью отторжение Украины от Московского царства и превращение ее в обособленное гос-во под протекторатом Швеции или Польши. Демагогическая деятельность М. не могла скрыть в нем противника массового крестьянского движения, притеснителя бедняков-кре-стьян и врага бедняцкого казачества — голытьбы. Для проведения поставленных задач сложившаяся обстановка в начале 18 в. казалась М. благоприятной: Россия участвовала в Северной войне, внимание русского правительства было отвлечено на внешние события; на самой Украине нарастал протест против русского господства, к-^юе разжигалось украинским шляхетством, подавлением казацких восстаний и все большим и большим угнетением украинского крестьянства. Вначале М. прикидывался сторонником Петра I и пользовался доверяем последнего, но в 1708 открыто перешел на сторону военных противников России. После победы России над Швецией под Полтавой (1709) М. бежал в Турцию, где и умер. План обособления Украины, выработанный М., не удался. Украина осталась под властью Москвы. Украинские шовинистические историки умышленно фальсифицировали образ М., выставив его как идеал борца за «самостийную» Украину.

МАЗЕРЕ'ЕЛЬ (Masereel), Франс (р. 1889) — бельгийский график и живописец. Разоблачая в политич. сатире послевоенную реакцию, милитаризм, продажность и спекуляцию, М. борется на стороне революц. пролетариата и народного фронта. Его искусство проникнуто ненавистью к капиталистич. строю и ярко выраженным гуманизмом, характерным для левых кругов зап.-европ. интеллигенции. Альбом его произведений—«Политические рисунки»— издан Гизом (1922).

МАЗИ КОНСИСТЕНТНЫЕ—твердый или полутвердый смазочный материал, превращающийся в жидкую смазку при повышении темп-ры трущихся частей машины. М. к. состоят из 80—90% минерального масла и 20—10% мыла; кроме того в качестве наполнителей в состав






Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.