479    М АЙКОВ—МАЙНИК    480

какому-нибудь телу. Во время Мировой войны М. посвящал свое время изобретениям по военно-морскому делу.

МАЙКОВ, Аполлон Николаевич (1821—97)— поэт. Из дворянской семьи. Дослужился до чина действительного статского советника. Литературное имя приобрел стихами, написанными в духе древнегреческой и римской поэзии («антологические стихи»). Выступал под лозунгом «искусство для искусства». М. был выразителем взглядов крепостников, не желавших без боя сдать позиции развивающемуся капитализму и крайне обеспокоенных ростом революционно-демократического движения. Недовольство действительностью заставляло М. искать «чистую красоту» в природе, в историческом прошлом, гл. обр. в античном мире. Поклонение классической древности соединялось у М. с культом византийской государственности (драмы «Три смерти», «Два мира»). Позднее перешел к тенденциозным реакционно-патриотическим стихам, воспевавшим монарха, деревню под управлением ласкового справедливого помещика и т. д. Полное собр. соч., 4 тт., исправленное и дополненное изд., под ред. П. В. Быкова, СПБ, 1914 (приложение к «Ниве»).

МАЙКОВ, Валерьян Николаевич (1823—47)— русский критик, брат поэта А. Майкова. Окончил Петербургский университет. Занимался вопросами политической экономии (ст. «Производительность и распределение богатства»). В 1846 стал во главе критического отдела журнала «Отечественные записки». По своим философским и эстетическим взглядам примыкал к буржуазному позитивизму (О. Конт), являясь идеологом молодой русской промышленной буржуазии. Этим определялись и критические позиции М., выступавшего против дворянского классицизма и романтизма, в защиту реалистического искусства. Выступления против революционно-демократической критики Белинского сильно ослабили общественное и историческое значение М. Соч. М., 2 тт., Киев, 1103; Критические опыты 1845—1847, 2 пзд., СПБ, 1ь01.

Лит.: Плеханов Г., Виссарион Белинский и Валериан Майков, Соч., т. XXIII, М.—Л., 1926.

МАЙКОП—город АЧК; расположен у подножья отрогов Гл. Кавказского хребта, на реке Белой и ж.-д. ветке; 45,7 т. ж. (1935)—95% русских. С 10/1У 1936—адм.-политич. центр Адыгейской авт. обл. В М. находятся дубильноэкстрактный завод и ряд предприятий мукомольной, маслобойной, табачной, деревообделочной и лесопильной пром-сти. Возник в 1858 как укрепление.

МАЙ-МАЕВСКИЙ, Владимир Зенонович <1867—920)—генерал, монархист, в 1919 командовал Добровольческой армией. Отличался зверскими расправами с рабочими и крестьянами. После сокрушительного удара, нанесенного Красной армией в октябре—ноябре 1919, Деникин отстранил М.-М. от командования и назначил на его место Врангеля.

МАЙМАЧИН, А л та н-Б у л а к—город в Монгольской народной республике; около 6 т. ж. Расположен недалеко от границы Бурят-Мон-голии, близ Кяхты, на тракте, связывающем Бэйпин с Кяхтой. Транзитный пункт по торговле с СССР.

МАЙМОН, Соломон (1754 — 800) — философ-идеалист, род. в Белоруссии, в бедной еврейской семье. Предшественник Фихте в критике

Канта справа, М. отбрасывает материалистический момент философии Канта, т. е. отвергает «вещь в себе» как независимую от нашего сознания. «Вещь в себе», по мнению М., не только не может быть познана, но и не может быть мыслима. Существует лишь сознание с его представлениями. Всякое познание может быть выведено лишь из сознания и не может выходить за его пределы. Всякий раз, как мы находим в нашем сознании что-либо, относительно чего мы не знаем, как оно возникло, и чего мы не можем вывести a priori по всеобщим законам нашего сознания и познания, мы заключаем, что оно нам дано. Таким образом, «данное»—это то, при представлении чего мы не сознаем своей активности. Идея данного, не порожденного самим сознанием, и есть, с точки зрения М., понятие «веши в себе», которая является предельным понятием совершенного знания; за его границы сознание не может проникнуть. Исходя из этих положений, М. считал, что лишь математика является наукой, обладающей абсолютной очевидностью, поскольку она сама создает свой предмет. Физика же, поскольку предмет ее не создан сознанием, а «дан» ему, не является настоящей наукой. Таким образом, М. приходит к критическому скептицизму, который очень близко подходит к скептицизму Юма. Основные работы М.: «Опыт трансцендентальной философии» (1790), «Опыт новой логики или теория мысли» (1794) и другие.

М АЙ МО Н И'Д (Моисей бен Маймон, 11351204)—евр. философ. В своем основном труде «Путеводитель заблудшихся» М. пытался примирить еврейское богословие с философией Аристотеля. Для этого М. истолковывал в аллегорическом смысле все те выражения в Библии, к-рые противоречат философии Аристотеля. М. доказывал не только неприменимость к богу атрибутов, носящих грубо антропоморфический характер, но и всяких атрибутов, приписывающих ему к.-л. положительные качества физического, морального или интеллектуального порядка. Благодаря этому бог еврейской религии теряет у М. свои конкретные черты и принимает абстрактный вид, дающий возможность отождествить его с аристотелевским богом. Книга М. вызвала ожесточенные нападки и оказала значительное влияние как на христианских схоластиков (Фому Аквинского, Альберта Великого), так, в особенности, и на евр. мыслителей, стремившихся эмансипироваться от оков религии; ее влияние испытали в разной степени Спиноза, Мендельсон и Май-мон. «Путеводитель заблудшихся» М. переведен на большинство европ. языков.

МАЙН—самый большой правый приток реки Рейна в Зап. Германии. Дл. 524 км. Протекает б. ч. в глубокой долине, окаймленной гористыми местностями. Судоходен на 393 км. Впадает в Рейн против Майнца. Притоком Регниц и каналом соединен с Дунаем, являясь важным звеном судоходного пути Рейн—Дунай. На М. стоит гор. Франкфурт.

МАЙНАКСК0Е СОЛЕНОЕ ОЗЕРО—озеро в Крыму, в 3 км от Евпатории. Площадь 12 к.и2. Рапа и грязь М. с. о. применяются для лечения болезней органов движения, женских, нервных и др. Сезон—с 15/У по' ЗО/IX.

МАЙНИК, Majanthemum bifolium—невысокое многолетнее растение сем. лилейных с мелкими, приятно пахнущими, белыми цветками. Растет в лесах Европы, Сибири и Сев. Америки.





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.