505    МАЛЫЙ КАВКАЗ—М АЛЫЙ ТЕАТР    506

МАЛЫЙ КАВКАЗ—система горных хребтов в Закавказьи, окаймляющих с С. и С.-В. Армянское вулканическое плато и отделяющих его от низменностей—Рионской и Куринской. Длина М. К. от Черного м. до долины Аракса ок. 600 км. С Большим Кавказом М. К. соединяется Месхийским хребтом. В нескольких местах М. К. прорезан глубокими поперечными ущельями (Боржомское ущелье реки Куры, ущелья рр. Храма, Акстафы, Тертера). На западе М. К. начинается у берега Черного моря мысом Цихис-дзири (17 км к С. от Батуми) и тянется прямо на В.: Аджарский хребет, Аджаро-Ахалцихский, или Ваханский (высшая точка гора Мепис-Цхара—2.778 .к), и Триалетские, или Арджеванские горы. М. К, лишен вечных снегов, хотя во многих местах поднимается выше границы леса, проходящей в этой части М. К. на высоте 2.130—2.150 м. Южный склон б. ч. безлесен. Вершины покрыты горнолутовой растительностью и представляют прекрасные пастбища. Далее М. К. тянется в общем в ю.-в. направлении и носит в отдельных частях различные названия. Горы, протянувшиеся от истоков р. Алгеты до ущелья р. Дебёды-чая, известны под именем Сомхет-ских. Имеют вид невысокой холмистой цепи, постепенно повышающейся на Ю.-В. (высшая точка —гора Ляльвар, 2.555 м). Зап. склон короток и безлесен, восточный образует длинные лесистые отроги. Южнее—Безобдальский хребет (до 3.000 м), тянется на Ю.-В. Параллельно ему—Памбакский хребет (гора Теж-Ахмет—3.060 м), отделен Семеновским перевалом от хребта Шах-даг, окаймляющего с С .-В. озеро Севан (Гокчу). Вост. продолжение Шах-дага— Муров-даг — ограничено с Ю. тектонической впадиной (грабеном) р. Тертера, за которой— Восточно-Карабахский хребет (гора Кызыл-кая—1.835 м). На Ю.-В. приобретает мягкие очертания и спускается террасами к р. Араксу.

Горы М. К. имеют складчатое строение и представляют приподнятые в виде горстов окраинные глыбы или обломки Армянского нагорья, сильно раздробленного сбросами. Геологи различают с 3. на В. следующие части: Имеретинский обломок (Аджарский и Ваханский хребты), Триалетский обломок, Сом-хетский обломок, Памбакский обломок, Гок-чинский обломок(Шахдагский хребет) и Восточно-Карабахский обломок. В геологич. строении Имеретинского и Триалетского обломков принимают участие гл. обр. осадочные породы древнетретичного и отчасти мелового возраста (песчаники, конгломераты, глины, мергели и известняки), а также изверженные породы (андезиты и вулканические туфы). Горы богаты минеральными источниками (окр. Боржома). Сомхетские горы сложены роговообманковыми гранитами, андезитами, порфиритами, вулканическими туфами, кварцитами, юрскими кремнистыми глинами, песчаниками, конгломератами и меловыми известняками; местами— обширные покровы базальта. Горы богаты рудами—медными (Аллавердское, Ахтальское и'Шаумяновское месторождения) и железными (Чата'хское месторождение). Хребет Шах-даг (Гокчинский обломок) состоит из сиенитов, габбро, диабазов, диффитов, андезитов, пор-фиров и порфиритов, кварцитов, туфовых песчаников (вероятно, юрского возраста) и меловых известняков и третичных отложений. Ю.-в. часть М. К. (близ долины Аракса) в геологическом отношении мало изучена. О расти-

тельности, климате и населении см. Закавказская социалистическая федеративная советская республика.

МАЛЫЙ ПАРЛАМЕНТ (Little Parliament)— в Англии в эпоху Английской революции парламент, члены к-рого фактически были назначены Кромвелем вместо разогнанного им весною 1653 т. н. парламентского охвостья. В конце того же года М. п. был распущен и установлено протекторство Кромвеля.

МАЛЫЙ СОВНАРКОМ—комиссия при Совнаркоме РСФСР, имевшая своим назначением предварительное рассмотрение вопросов, вносимых в СНК РСФСР. М. с, состоял из председателя, его заместителя и членов, назначавшихся СНК (в его состав входил также представитель ВЦСПС). Постановления М. с. получали силу по утверждении их председателем СНК как постановления СНК. 4/IV 1931 был упразднен.

МАЛЫЙ ТЕАТР—старейший русский драматический театр, ныне—Московский гос. академический малый театр. Роль его в истории русской культуры и театра огромна. М. т. был всегда наиболее передовым театром, воспитавшим ряд поколений зрителей на воспроизведении мировых классиков—Шекспира, Шиллера, Гёте, Мольера, Бомарше, Гюго, Кальдерона, Лопе де Вега, Грибоедова, Гоголя и особенно Островского, наиболее полноценно раскрытого М. т. Основоположниками сценического искусства М. т., являвшегося для русского театра 19 века «театром-законо-дателем», считаются: Мочалов — создатель романтической манеры игры, Щепкин—основатель сценического реализма, Пров Садовский— зачинатель бытового русла актерского мастерства. Их продолжатели—Самарин, Шум-ский, Федотова, Ленский, М. и О. Садовские, Ермолова, Лешковская, Южин—способствовали разработке и углублению творческого метода М. т. Яркая эмоциональная игра, жизненно-правдивая, но чуждая детализации и натуралистических подробностей (отсюда М. т. обычно называют театром «обобщенного реализма»), уменье типизировать окружающую действительность и выявлять общественную идею пьесы отличали лучших представителей этого театра. Воспитанный на тексте таких мастеров слова, как Грибоедов, Гоголь, Островский, М. т. способствовал выработке культуры сценической речи. За свою 130-летнюю жизнь М. т. в качестве «императорского театра» утрачивал иногда общественный резонанс. Не всегда умея отличить подлинные традиции бытового реализма от накопившихся за его прошлое традиций ложных, ставя драматургов-эпи-гонов (В. Александрова, Потапенко, Рыжкова), М. т. впадал в эклектизм, бытовизм.

Октябрьская социалистич. революция возродила М. т.: новому зрителю был понятен его реалистический язык, были близки классики, вновь получившие доступ на сцену М. т. Позже появились современные пьесы («Кромвель», «Любовь Яровая» и др.). Были за эти годы и репертуарные ошибки («Вьюга», «Жена», «Ясный лог») и ошибки формалистические («Доходное место», «Медвежья свадьба»). Все же М. т. первым из дореволюционных театров стал ставить советских драматургов, обслуживать нового зрителя выездными спектаклями и своими филиалами: театром им. Сафонова в Москве и колхозно-совхозным театром в селе Земетчине Воронежской обл.




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.