525    МАНИЯ—МАННАЯ КРУПА    526

МА'НИЯ—болезненное психич. состояние, характеризующееся двигательно-речевым возбуждением. Обычно при маниакально-депрессивном психозе. Старыми авторами считалось за самостоятельное заболевание. Однако как симптом маниакальное состояние может встречаться и при других заболеваниях (прогрессивный паралич, шизофрения и др.). В другом смысле слово «М.» употребляется для обозначения влечений, напр, наркомания—влечение к наркотикам, дипсомания — запойное пьянство, и т. п.

МАНКИ' РОВ АНИ Е (от франп.)—небрежное отношение к исполнению своих обязанностей.


МА'НЛИХЕР (Mannlicher), Фердинанд (1848—

1904)—австр. инженер, изобретатель (1885) магазинной винтовки, принятой на вооружение в Австрии и др. странах. См. Ручное огнестрельное оружие.

МАНН (Mann), Генрих (р. 1871) — нем. писатель. Родился в богатой купеческой семье. Старший брат Томаса М. Получил разностороннее образование; знаток романских лит-р, особенно крупнейших представителей франп. реализма. В нем рано вспыхнули ненависть и презрение к нравственному разложению, грубости и глупости своего класса. Так, он стал резким критиком «культуры» так называемого лучшего общества бисмарковско-виль-гельмовской Германской империи. Автор ряда крупных романов; среда них—«Кисельные берега» (1900), «Профессор Унрат»(1905), «Маленький город» и роман-трилогия «Богини» (1903). М. выдвинулся в первые ряды оппозиционных писателей Германии после появления романа «Верноподданный» (1914), первой части трилогии «Империя»; в нее вошли затем «Бедняки» (1915) и «Голова» (1925). Еще никогда гнилость и шаткость капиталистическо-милитаристического общества не были изображены так беспощадно. Но обладая высоким реалистическим даром изображения отдельных событий и положений, М. не смог вскрыть общественные взаимоотношения современной ему кайзеровской Германии. Как эссеист, автор этюдов на разные темы, М., пожалуй, еще выше, чем как романист; его сборники статей— «Власть и человек», «Диктатура разума» и др.— принадлежат к лучшим образцам немецкой прозы как по силе мысли, так и по художественности языка. Сб. «Ненависть», написанный в эмиграции после захвата власти Гитлером, характеризует его как антифашиста, который исполнен ненависти к господству фашизма. Поразительна ясность его мысли’при оценке политич. перспектив и в высшей степени положительном отзыве о Советском союзе; будущая победа коммунизма в Германии правильно кажется ему исторической необходимостью. М. состоит членом президиума Международной ассоциации писателей зашиты культуры. На рус. яз.: Собрание соч., с предисловием В. Фриче, 9 тт., М., 1909; Верноподданный, М. — Л.,

1927, и др.

Лит.: Фриче В., Западноевропейская литература XX века в ее главнейших проявлениях, 2 изд., М.—Л., 1928.

МАНН (Mann), Том (р. 1856)—деятель англ. профессионального * и международного рабочего движения. С 10 лет работал углекопом, впоследствии—механиком. В 1883 примкнул к с.-д. федерации. В 1889—один из руководителей знаменитой стачки портовых рабочих. Участвовал в создании независимой рабочей партии и был ее первым секретарем. В 1902— 1910 работал в Новой Зеландии, Австралии, Юж. Африке и других странах по организации профсоюзов и соц. партий. Во время Мировой войны занимал интернационалистскую позицию.

В 1919—21—секретарь Союза англ. машиностроителей.

С 1920 — член КП Англии.

Один из руководящих деятелей революционного крыла тред-юнионов Англии.

Неоднократно подвергался арестам и тюремному заключению. Участник 1-го конгресса Профинтерна и член его Исполбюро. В 1927— член международной рабочей делегации в Китае. В 1936 проводил агитационную поездку по Канаде.

МАНН (Mann), Томас (р. 1875)—выдающийся немецкий писатель. Брат Генриха Манна. Родился в ганзейском городе Любеке. Основная тема творчества М.—упадок буржуазии. Яркую картину его он дает в романе «Будден-броки» (1901), изображающем судьбу четырех поколений рода Будденброков и постепенную гибель его с угасанием в его представителях «делового», приобретательского духа. Безвольные «последыши», ищущие выхода в эстетике, в наслаждении искусством как последней иллюзией, изображены также в ряде «художнических новелл»—«Тристан», «Смерть в Венеции», «Тонио Крегер» (1914). Та же картина ухода от действительности людей, одержимых очарованием смерти и полных предчувствия гибели европейской культуры, широко развертывается в романе «Волшебная гора» (1924). Местом действия его является альпийский санаторий для туберкулезных, обитатели которого теряют чувство времени, жажду к жизни и вкус к деятельности, предаваясь чарам созерцания природы и болезненной чувственности.

При всей глубине влияния культуры буржуазного упадка на М. через его творчество красной нитью проходит идея гуманизма, интерес к подлинно человеческому и культурным ценностям прошлого (особенно к нем. бюргерской культуре времен Гёте). В 1929 М. получил Нобелевскую премию по литературе.

После прихода фашизма к власти М. эмигрировал и примкнул к антифашистскому лит. фронту. Вместе с Генрихом М. он вошел в президиум Международной ассоциации писателей защиты культуры. На рус. яз.: Собр. соч., Л., 1934—36.

Лит.: Миллер-Будницкая Р., Гибель цивилизации (Философия культуры Томаса Манна), «Литературный критик», М., 1935, № 6, стр. 130—148; Лукач Г., Томас Манн о литературном наследстве, «Литературный критик», М., 1935, Л» 12, стр. 35—47.

МАННА, 1) библейская М.—пища израильтян, по рассказу Библии падавшая, якобы, с неба, во время их странствования в пустыне.

2) Сладкая камедь, выделяющаяся на некоторых тамарисках от уколов насекомыми. На горе Синае продается монахами как М. небесная. 3) Сок, вытекающий из стволов кустарника Alhagi сем. бобовых и затвердевающий в красно-бурые зерна. Применяется в медицине.

MÀHHAH КРУПА —изготовляется из пшеницы при переработке ее в муку и обычно отбирается в процессе очистки и сортировки крупок (полуфабрикатов мукомольного производства). После шлифовки, очистки и сортирования




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.