«27 МАРХ-МАРШ 628

•стройного сложения животные (длина тела до 50—70 см) или более крупные и массивные (павианы) с тонкими руками, длинным большим пальцем, обыкновенное длинным хвостом, выдающейся вперед мордой с вместительными защечными мешками и большими седалищными мозолями. Сюда принадлежат роды настоящих М., СегсорИЬесив, азиатских макак, Масасив, наземных павианов, Сарю, и др. роды. Настоящие М.—подвижные, понятливые, веселые и общительные обитатели тропич. лесов. Живут обществами под предводительством во-жака-самца; часто причиняют большие опустошения в садах, на кукурузных и просяных полях. Плодятся, повидимому, во все времена

тода (в каждом стаде имеются одновременно как грудные, так и полувзрослые). Легко приручаются и размножаются в неволе. Еще древние египтяне, несколько тысяч лет тому назад, держали М. в своих домах; мумии и изображения М. встречаются в пирамидах. Представители настоящих М.—мангабей, зеленая обезьяна, диана (на рис. слева), сатир (справа).

МАРХ — река, приток Дуная; по-чешски— Морава.

М АРХВ И'Ц А(МагсЬ«-И2а), Ганс—современный немецкий пролет, писатель. Горнорабочий из Верхней Силезии; с 1900 работал в Рурской обл. В Мировую войну провел 3 года на фронте. Во время капповского путча (1920) принял непосредственное участие в революционной борьбе пролетариата, затем в боях в Рурской области. Уволенный за организацию массовой забастовки горняков в 1924, М. перешел к литературной деятельности. Тематика его очерков и романов—гл. обр. революционная борьба германских горняков («Штурм Эссена», 1930). 1-я часть задуманной им трилогии—«Кумяки»—дает, на общем фоне классовой борьбы герм, пролетариата, картину роста революц. сознания семьи горняков из Зап. Пруссии, переселившейся в Рур. Последний роман написан в Швейцарии, куда М. эмигрировал после прихода к власти фашистов.

МАРХИЯ—область в составе Италии, охватывает 4 провинции (Анкона, Асколи Рисено, Масерато, Пезаро иУрбино). Площ. 9.688 к.ч*;

1.218 т. ж. (1931). М. примыкает на В. к Адриатическому морю. М. имеет интенсивное с. х-во с развитым шелководством; табаководство, культура сахарной свеклы и оливы, виноградарство . Пром-сть по переработке сельскохозяйственного сырья: сахарная, бумажная. В М. встречается нефть.

МАРХЛЕ'ВСКИЙ (МагсЫе'лвкО, Карский, Юлиан (1866—925)—виднейший польский коммунист, деятель германского и польского революционного рабочего движения, к которому примкнул в 1886. В 1889 участвовал в основании Союза польских рабочих — первой марксистской рабочей организации, преобразовавшейся в 1893 в с.-д-тию Польши.

Арестованный в 1891, после года тюрьмы эмигрировал в Швейцарию, где вместе с Р.

Люксембург, Тышкой-Иоги-хесом организовал руководящее ядро польской с.-д-тии, был бессменным членом ее главного правления. Окончив в 1895 Цюрихский ун-т, поселился в Германпи. С1900 активно участвовал в борьбе левого крыла германской с.-д-тпп с Бернштейном. В 1905— 1У08, переехав нелегально в Польшу, М. работал в руководстве партии и редакции центрального органа (с перерывом в 1907, вызванным арестом). Затем М. работал опять в Германии, был одним из публицистов левого крыла германской с.-д-тии, участвуя одновременно и в польской работе. В период Мировой войны входил в Союз «Спартак*; в 1916—18 был интернирован в концентрационном лагере. В 1918 приехал в Сов. Россию, но в 1919 вернулся в Германию, где участвовал в восстании в Рурском бассейне. Вернувшись в Россию, работал в Коминтерне, затем в Наркоминделе (переговоры с Польшей во время войны 1920, переговоры с Японией и Китаем), позднее—ректор Коммунистического университета национальных меньшинств запада и председатель ЦК Мопра. Автор многочисленных трудов по полит, экономии, талантливый популяризатор и публицист. Работы М. по истории Польши («Очерки истории Польши», Соч., т. VI, М.— Л., 1931) содержат ряд принципиальных ошибок, вытекающих из лкжеембургианеких установок автора и влияния польской буржуазношляхетской историографии.

Лит.: К о р ж н е ц П., Юлнан Мархлевский (Кар-ский). Жизнь и революционная деятельность (предясл. Кл. Цетнян), М., 1928.

МАРЦИА'Л(ок. 40—104)—римский поэт, уроженец Испании. М.—мастер эпиграммы, к-рую он сделал острым орудием полемико-сатири-ческой борьбы. В эпиграммах М. (14 книг) обличались порочные стороны жизни и нравов Рима и разложение римской знати. Рус. пер. Фета. •

МАРШ (франц.)—1) движение мерным шагом отряда в строю.2) Команда: «Вперед!». 3) Музыка, сопровождающая и ритмически организующая движение масс (в армии, на демонстрациях, во время празднеств, траурных шествий и т. д.). На протяжении всей истории муз. искусства М. получает широкое применение и развитие в театральной (оратория, опера, оперетта), симфонической и бытовой музыке. Огромное большинство революционных песен и гимнов («Интернационал», «Вы жертвою пали», «Марсельеза», «Красное знамя» и т. д.) написано в темпе марша.

Церемониальный М. — прохождение войск во время смотра. Форсированный М.—ускоренное движение войск в походе.

М АРШ (годы рождения и смерти не известны)— рабочий-коммунист, активный деятель рево




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.