€71    МАТЕРИАЛИЗМ ДИАЛЕКТИЧЕСКПП    672

■Фейербах, вначале также примыкавший к левогегельянцам, в своей книге «Сущность христианства» смело и решительно провозгласил торжество материализма. Материализм Фейербаха оказал большое влияние на формирование философских взглядов Маркса и Энгельса. Заслуга Фейербаха состояла в том, что он открыто выступил с критикой идеализма Гегеля. «Всемирно-историческое, „составляющее эпоху“ значение Фейербаха Маркс видел именно в решительном разрыве с идеализмом Гегеля и в провозглашении материализма» (Ленин, Сочинения, том XVIII, стр. 8). На место гегелевского «мирового духа», к-рый от века существовал, неизвестно где, и являлся творцом всего существующего, Фейербах поставил природу и человека как единственную реальность.

Приветствуя Фейербаха за его решительное выступление против идеализма Гегеля, Маркс « Энгельс уже тогда отчетливо видели ограниченность материализма Фейербаха. Так, в марте 1843 Маркс в письме к А. Руге писал: «Афоризмы Фейербаха страдают, на мой взгляд, в том отношении, что он слишком много напирает на природу и слишком мало на политику. Меж тем, это—единственный союз, благодаря которому теперешняя философия может стать идейной» (Маркс и Энгельс, Соч., т. I, стр. 532). Материализм Фейербаха являлся созерцательным и метафизическим. Разрушая идеализм Гегеля, он не смог материалистически переработать его идеалистическую диалектику. Вместе с системой абсолютного идеализма Фейербах выбросил и диалектику Гегеля.

Влияние диалектики Гегеля и материализма Фейербаха на Маркса и Энгельса в ранний период их развития нельзя отрицать. Однако они никогда не были «правоверными гегельянцами» или «правоверными фейербахианцами». Плеханов ошибочно излагал философскую эволюцию Маркса и Энгельса, когдафписал: «весь путь их представляет три этапа; первый этап— абстрактное гегелевское самосознание, второй ■этап—конкретно-абстрактный человек Фейербаха, третий и последний этап—реальный человек, живущий в реальном классовом обществе в •определенной общественно-экономической обстановке» (Плеханов, Соч., т. XVIII, М.—Л., 1925, стр. 333). При этом, по Плеханову, Маркс в первый период был безусловным поклонником философии Гегеля, а во втором периоде Маркс и Энгельс «абсолютно отрицательно относились к Гегелю, не думая тогда отделять зерна от плевел, диалектический метод от абсолютного духа» (там же, стр. 332). Рассекая, таким образом, философское развитие Маркса и Энгельса на «этапы», из к-рых каждый, якобы, проходит под знаком абсолютного влияния или Гегеля или Фейербаха, Плеханов обнаруживал неуменье исторически осветить подлинный путь развития Маркса и Энгельса. Из такой схемы развития Маркса и Энгельса выпадает их живая, активная политическая работа, выпадает действительное историческое развитие их взглядов. С такой точкой зрения на эволюцию Маркса и Энгельса теснейшим образом связано ложное, извращенное понимание и самого марксизма как механического объединения материализма Фейербаха и диалектики Гегеля, преподносившееся, например, меньшевиствующими идеалистами. Формирование взглядов Маркса и Энгельса и преодоление ими философии Гегеля и Фейербаха происходило в процессе боевой революционной деятельности. Маркс уже в статье «К критике гегелевской философии права» (1843), а Энгельс в статье «Шеллинг и откровение» (1842) критиковали идеалистическую диалектику Гегеля. Так, Маркс, подвергая критике мистифицирующую сторону философии Гегеля, показал, что у Гегеля действительные отношения стоят на голове, т. е. материальная действительность у него превращается в отражение идеи. Но при этом Маркс, в отличие от Фейербаха, не отсекал революционной стороны, т. е. диалектики Гегеля, ибо «мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель первый дал исчерпывающую п сознательную картину ее общих форм движения» (Маркс, Капитал, т. I, 8 изд., 1936, стр. XXII). В той же статье «К критике гегелевской философии права» Маркс указывал на пролетариат как на единственную силу, способную перестроить общество. Маркс писал: «Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие» (Маркс и Энгельс, Соч., т. I, стр. 412). В своих последующих произведениях, написанных совместно (напр, в «Святом семействе...», 1845), Маркс и Энгельс заложили основы материалистической диалектики и исторического материализма, а в «Немецкой идеологии» (1845— 1846) они выступили уже как сложившиеся представители диалектического и исторического материализма. В этой работе Маркс и Энгельс с непревзойденным мастерством вскрыли ограниченность созерцательного материализма вообще и фейербаховскбго в частности. В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс писали: «для практического материалиста, т. е. для коммуниста, все дело в том, чтобы революционизировать существующий мир, чтобы практически обратиться против существующего положения вещей и изменить его» (Маркс и Энгельс, Соч., т. IV, стр. 33). Дальнейшее развитие взглядов Маркса и Энгельса отражено в произведениях: «Наемный труд и капитал» (1846), «Нищета философии» (1847), «Манифест коммунистической партии» (1848). «В этом произведении,—пишет Ленин о «Манифесте».—с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества» (Ленин, Сочинения, т. XVIII, стр. 6).

Создавая М. д., Маркс и Энгельс опирались на достижения естественных наук своего времени. В 40-х гг. 19 в. уже сложились необходимые предпосылки для создания нового мировоззрения. Развитие науки все более и более обнаруживало несостоятельность метафизического взгляда на мир. «Эмпирическое естествознание,—писал Энгельс,—достигло такого подъема..., что не только стало возможным полное преодоление механической односторонности XVIII столетия, но и само естествознание, благодаря доказательству существования в самой природе зависимостей и связей между различными областями исследования (механи-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.