€83 МАТЕРИАЛИЗМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ 684

Бухарину, причем синтез означает примирение противоположностей, т. е. эклектическое сочетание тезиса и антитезиса. За эклектику Ленин резко критиковал Бухарина в дискуссии

о профсоюзах. Понимание отрицания отрицания как эклектического синтеза, примиряющего тезис и антитезис, характерно и для меныпевиствующих идеалистов. Так, Деборин, извращая М. д., в свое время писал, что диалектический материализм есть синтез диалектики Гегеля и материализма Фейербаха, что он примиряет эмпиризм и рационализм.

Конкретизацией и дальнейшим развитием основных законов М. д. является учение о категориях, которые являются результатом, выводом истории познания мира, отражением в нашем сознании всего богатства закономерностей развивающейся объективной действительности. Категории и законы М. д. вскрывают универсальный характер процесса развития материи, ее связей и отношений, взаимозависимость всех сторон бесконечно развивающегося объективного мира. Такие категории и законы, как: сущность и явление, форма и содержание, еозможность и действительность, необходимость и случайность, свобода и необходимость— являются ступеньками в познании закономерностей объективного мира. «Перед человеком сеть явлений природы. Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет, категории суть ступеньки выделения т. е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею» (Ленин, Философские тетради, стр. 94). Категории М. д., отражающие универсальные связи и противоречия материального мира, закономерность его развития, являются формами проявления основного закона диалектики, закона единства противоположностей. «Всесторонняя, универсальная гибкость понятий, — говорил Ленин, — гибкость, доходящая до тождества противоположностей, — вот в чем суть» (там же, стр. 110).

Марксистско-ленинская теория отражения. -В основе теории познания диалектического материализма лежит признание внешнего мяра и отражения его в человеческой голове...» (Ленин, Сочинения, том XIII, стр. 5). Признавая существование объективного мира до и независимо от сознания человека, М. д. рассматривает сознание как продукт материи, как функцию высокоорганизованной материи, обладающей способностью отражать объективный мир. «Материализм,—говорил Ленин,— в полном согласии с естествознанием берет за первичное данное материю, считая вторичным сознание, мышление, ощущение, ибо в ясно выраженной форме ощущение связано только с высшими формами материи (органическая материя), и „в фундаменте самого здания материи“ можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущением» (там же, стр. 37). В отличие от домарксовского, метафизического материализма, М. д. требует исторического рассмотрения и объекта и субъ-•екта познания. Объективный мир вечен, но он не представляет собой совокупности раз навсегда данных, неизменных предметов. Реальный мир находится в непрестанном развитии и изменении, непрерывно происходит уничтожение одних явлений и возникновение других. Именно в этом смысле историчен объективный мир — объект нашего познания. Наше познание, чтобы быть правильным, науч

ным, должно схватывать и отражать это непрерывное развитие объективного мира. Человек, являясь частью природы и субъектом познания объективной действительности, тоже историчен. Объективный мир познается конкретно-историческим, развивающимся общественным человеком. Т. о., субъектом познания является конкретный человек, взятый в связи с той конкретно-исторической обстановкой, в к-рой он существует, в связи с его общественной материальной практикой. М. д. рассматривает познание как исторический процесс отражения общественным человеком объективного мира, как процесс, протекающий на основе общественной практики человека.

Процесс познания начинается с ощущений. Ощущение есть «непосредственная связь сознания с внешним миром» (Ленин, Соч., т. XIII, стр. 41), есть субъективный образ объективного мира, возникающий благодаря воздействию внешнего мира на органы чувств человека. Но в отличие от материализма метафизического, рассматривающего чувственное познание как продукт пассивного созерцания человеком природы, Ленин определяет чувственное знание как «живое созерцание», подчеркивая этим активную, деятельную природу чувственного познания. Познание возникает и развивается в процессе материальной практической деятельности общественного человека. Воздействуя на природу, изменяя ее, человек изменяет и свою собственную природу. Ощущения—это образы объективно существующих предметов, приблизительно верные отражения их. Этому пониманию ощущений Плеханов противопоставил теорию иероглифов (см. Иероглифов теория). По этой теории, наши ощущения являются не образами внешнего мира, а лишь его символами, условными знаками, к-рыми мы обозначаем неизвестные нам сами по себе предметы. Ленин характеризовал эту теорию как уступку агностицизму, выражающую недоверие к показаниям чувств. Представители теории иероглифов пытаются разрешить вопрос об истинности или неистин-ности наших ощущений чисто теоретически, между тем как вопрос проверки правильности наших представлений есть не теоретический, а практический вопрос. Проверка наших знаний, отделение истинных знаний от ложных дается только практикой, к-рая одна является правильным, объективным критерием истины. «Вне нас существуют вещи. Наши восприятия и представления—образы их. Проверка этих образов, отделение истинных от ложных дается практикой» (Ленин, Соч., т. XIII, стр. 89).

Признавая ощущение единственным источником познания, М. д. рассматривает ощущение лишь как начальную, исходную ступень человеческого познания, прослеживая затем процесс рациональной обработки этих ощущений. М. д. преодолевает историческую ограниченность эмпиризма, сводящего всю познавательную деятельность к ощущениям, а роль мышления—к механическому соединению и перемещению данных чувств. Ощущения отражают объективный мир так, как он нам непосредственно представляется, они дают нам непосредственные образы вещей. Но «чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все связи и „опосредствования“» (Ленин, Соч., т. XXVI, стр. 134). Поэтому от непосредственного чувственного знания необходим переход к знанию более




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.