685    МАТЕРИАЛИЗМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ    686

глубокому, к рациональной обработке данных чувств. Этот переход, с точки зрения содержания познания, означает переход от познания явления к познанию сущности, закономерности данного предмета, а с точки зрения формы познания—от живого созерцания к абстрактному мышлению. М. д. преодолевает господствующий в немарксистских теориях познания разрыв рационального и эмпирического. Ни чувства, оторванные от мышления, ни мышление, оторванное от чувств, не могут дать цельного, научного познания действительности, к-рое может быть достигнуто лишь при условии единства рационального и эмпирического моментов в процессе познания. Познаваемый нами посредством ощущений единичный предмет является, вместе с тем, одной из сторон общего, ибо само общее существует лишь в отдельном и через отдельное. Но в ощущениях единичное и общее, случайное и необходимое, видимость и сущность даны в слитном, нерас-члененном виде, и деятельность мышления, рациональная обработка данных чувств состоит в том, что «мы в мыслях извлекаем единичное из его единичности и переводим его в особенность, а из этой последней во всеобщность», в том, что «мы находим бесконечное в конечном, вечное в преходящем» (Энгельс, Анти-Дюринг, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. XIV, стр. 353). Обрабатывая чувственные данные, мышление выделяет общее из единичного, необходимое из случайного, существенное из несущественного, перерабатывает материал созерцания и представления в понятия. Процесс абстрактного мышления означает раскрытие внутренних связей явлений, раскрытие объективных существенных отношений вещей. Мышление не просто воспроизводит в суммарном виде данные чувств, а представляет собой новый, высший этап в движении познания, отражает существенные отношения вещей. Рассматривая абстракции, понятия как отражение закономерности вещей, Ленин писал: «Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом все научные... абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее» (Ленин, Философские тетради, стр. 166). М. д. требует, чтобы понятие было конкретным; оно должно отражать действительность во всей ее полноте, в ее конкретно-исторической особенности. Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Понятие, будучи общим, должно сохранять и отражать богатство особенного, индивидуального, единичного. Замечательным примером конкретности истины и конкретного понятия служит ленинский анализ движущих сил революции 1905 в противоположность абстрактному анализу меньшевиков. Подходя абстрактно-схематически, Плеханов считал, что, поскольку в России происходит буржуазная революция, она более всего выгодна буржуазии, и последняя должна быть ее гегемоном. Ленин же, учитывая конкретно-историческую обстановку, в к-рой происходила революция, и конкретное соотношение классовых сил, показал, что, хотя революция на первом этапе и является по своему характеру буржуазно-демократической, т. к. направлена против царизма и крепостничества, однако гегемоном ев является пролетариат, который обеспечит перерастание революции в социалистическую. Достигнуть конкретной истины, конкретного понятия можно лишь при условии единства теории и практики, при условии, если вся человеческая практика входит в определение предмета. Научное, конкретное понятие, отражая закономерности объективных явлений, вместе с тем, становится выводом, обобщением практики общественного человека. Сила, истинность и величайшая конкретность теории Маркса— Энгельса—Ленина—Сталина основаны на том, что эта теория зиждется на огромном опыте революционного движения рабочих всех стран, является обобщением революционной практики.

Требование конкретности истины означает, что наше познание должно отражать объективно существующие явления в их движении и изменении. С точки зрения формальной логики, рассматривающей объективный мир как механическую совокупность от века данных, вечных и неизменных предметов, понятия вечны и неподвижны. Объективный мир, с точки зрения М. д., находится в непрестанном движении и развитии, и наши понятия должны отражать и воспроизводить в мышлении этот непрерывный процесс развития. Важнейшим моментом учения о конкретности истины является ленинское указание на то, что понятия человека должны быть «обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир» (Ленин, Философские тетради, стр. 144). Ярким примером этой стороны учения о конкретности истины является учение Ленина— Сталина о классах в эпоху диктатуры пролетариата. Ленин писал, что «класс есть понятие, которое складывается в борьбе и развитии» (Левин, Сочинения, т. XXV, стр. 145). В своем докладе на Чрезвычайном 8-м съезде советов Сталин дал блестящий конкретный анализ оставшимся классам в условиях первой фазы коммунизма. Он показал, что класс рабочих и класс крестьян в нашем советском обществе— это совершенно новые, невиданные еще в мировой истории классы. Этим Сталин показал, что нет абстрактного, действительного для всех времен и эпох понятия «класс», а есть лишь конкретные, исторически развивающиеся классы.

С учением о конкретности истины теснейшим образом связано учение об объективной, абсолютной и относительной истине. «Быть материалистом,—писал Ленин,—значит признавать объективную истину, открываемую нам органами чувств. Признавать объективную, т.-е. не зависящую от человека и от человечества истину, значит так или иначе признавать абсолютную истину» (Ленин, Сочинения, т. XIII, стр. 108). Объективность, правильность нашего познания проверяется практикой. Практика является критерием истины. Отрицание объективной истины, т. е. возможности правильно отразить объективный мир, ведет к агностицизму. Меныпевпствующие идеалисты, утверждая, что мы только «приближаемся к объективной истине», а не обладаем ею, открывали дверь агностицизму. Однако признание объективной истины не дает еще ответа на вопрос: может ли человеческое познание охватить и отразить эту истину сразу, целиком, безусловно и абсолютно или только относительно. Это и есть вопрос о соотношении абсолютной и относительной истины. Исторически развивающееся познание человека не может сразу и целиком охватить и отобразить в сознании человека объективный мир, т. е. не может дать всеисчерпы-




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.