687    МАТЕРИАЛИЗМ ДПАЛЕКТИЧЕСКИП    688

вающего, абсолютного познания. На каждой данной ступени своего развития познание человека отражает объективный мир относительно правильно, приблизительно верно, т. е. дает нам относительную истину. Однако каждая познанная нами относительная истина есть момент, сторона истины абсолютной, которая складывается из суммы относительных истин. Не отражая сразу, полностью и целиком абсолютной истины, познание человека в процессе своего исторического развития все более и более приближается к ней, хотя никогда не исчерпает ее до конца.

М. д. отрицает какие бы то ни было абсолютные метафизические границы познания, но признает, что человеческое познание, будучи по своей природе безграничным, ограничивается в каждый данный момент объективноисторическими общественными условиями. «Мы можем познавать только при данных нашей эпохой условиях и настолько, насколько эти условия позволяют» (Энгельс, Диалектика природы, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. XIV, стр. 396). Расцвет науки в Советском союзе и вырождение, деградация ее в странах фашизма наиболее ярко показывают, как объективно-исторические общественные условия, развитие общественной практики человека обусловливают движение человеческого познания.

Материалистическая диалектика как логика и теория познания. Формальная логика занимается рассмотрением «чистого» мышления, мышления самого по себе, оторванного от содержания. Ее предмет—формы мышления, которые рассматриваются ею как раз навсегда данные и неизменные.

Формальная логика рассматривает формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) как исключительно субъективные формы, совершенно оторванные от объективного содержания. Этим и обусловливается ненауч-ность, пустота формальной логики. Не всякая метафизич. логика есть логика формальная, но всякая формальная логика есть логика метафизическая, есть логика антидиалектическая. Основной закон формальной логикп, закон тождества, утверждая, что «А» есть «А», признает каждое явление и каждое понятие за нечто абсолютно тождественное с самим собою, лишенное всякого различия и противоречия. Формальная логика отрицает внутреннюю противоречивость явлений, отрицает и их развитие. Являясь логикой антидиалектической, формальная логика ни в коем случае не является частью, стороной, моментом логики диалектической, как это утверждал Плеханов. По Плеханову выходило, что есть «два царства» в природе: к одному из них приложима логика формальная, в другом господствует логика диалектическая. На самом же деле М. д. снимает формальную логику, преодолевает и отрицает ее. Это преодоление и снятие логики формальной наиболее ярко видно в учении М. д. об единстве диалектики, логики и теории познания. Исходя из формально-логических оснований, буржуазная идеалистическая философия разрывает единую философскую науку на три самостоятельных, друг от друга не зависящих науки: онтологию как науку о бытии, логику как науку, занимающуюся исключительно формами мышления, и теорию познания как науку об источниках, способностях и границах познания. Основной порок этого разрыва заключается, во-первых, в идеалистическом отрыве мышления от объективного мира, во-вторых, в метафизическом, антиисторическом подходе к процессу познания, в отрыве его от исторического развития человека и его практики. Противопоставляя формальной логике материалистическую диалектику, Ленин делает гениальное замечание: «В „Капитале“ применена к одной науке логика, диалектика и теория познания материализма (не надо 3-х слов: это одно и то же)» (Ленин, Философские тетради, стр. 241). Впервые в истории философии Гегель поставил вопрос о совпадении диалектики, логики и теории познания. Но у Гегеля это совпадение основывалось на базе идеалистического отождествления бытия и мышления. В отличие от Гегеля, учение М. д. о тождестве логики, диалектики и теории познания исходит из правильного решения основного вопроса философии. Признавая материальное единство мира, М. д. указывает, что наше субъективное мышление и объективный мир подчинены тождественным по содержанию и различным по форме законам диалектического развития. Поэтому наука о законах мышления—логика—не может быть оторвана от изучения законов объективного мира. Законы мышления отражают законы природы; именно это придает содержательный характер диалектической логике. «Логика,— писал Ленин,—есть учение не о внешних формах мышления, а о законах развития „всех материальных, природных и духовных вещей“, т. е. развития всего конкретного содержания мира и познания его, т. е. итог, сумма, вывод истории познания мира» (Ленин, Философские тетради, стр. 94). Таким образом логика и диалектика—это не две самостоятельные науки, а одна историческая наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Теория познания в М. д. совпадает, тождественна с материалистической диалектикой, так как действительно научная теория познания должна рассматривать процесс познания на основе всей его истории, на основе законов диалектики, к-рым подчинено развитие нашего познания. Историческое рассмотрение познания и подход к его истории с точки зрения практики составляет основное условие понимания тождества диалектики, логики и теории познания. «А диалектика, в понимании Маркса,—писал Ленин,—согласно также Гегелю, включает в себя то, что ныне зовут теорией познания, гносеологией, которая должна рассматривать свой предмет равным образом исторически, изучая и обобщая происхождение и развитие познания, переход от н е знания к познанию» (Ленин, Соч., т. XVIII, стр. 11). Диалектика и есть теория познания марксизма-ленинизма. Этой сути дела не понимал Плеханов. Грубые извращения по этому вопросу имеются у мень-шевиствующих идеалистов й механистов, которые разрывали диалектику и теорию познания, противопоставляя их друг другу.

Для М. д. «точка зрения жизни, практики должна быть первой и основной точкой зрения теории познания» (Ленин, Соч., т. XIII, стр. 116). Роль практики в теории Познания не исчерпывается ее ролью критерия истины; практика выступает не только в конце познания, она составляет материальную основу познания, и каждый шаг в развитии познания тысячами нитей связан с развитием практики. Познание человека возникает и развивается




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.