€91    МАТЕРИАЛИЗМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИП    692

В неразрывной связи с принципом партийности в области философии и науки находится ленинское учение об единстве теории и практики. Исходя из основных положений марксизма о действенном характере философии пролетариата, Ленин требовал соединения революционной теории с революционной практикой. Ленин разоблачил буржуазную сущность отрыва теории от практики, проводимого идеологами 2 Интернационала. В учении об единстве теории и практики, с точки зрения Ленина, ведущая роль принадлежит практике. Однако это не значит, что Ленин недооценивал теорию. «Иные думают,—писал Сталин,—что ленинизм ость примат практики перед теорией в том •смысле, что главное в нем—претворение марксистских положений в дело, „исполнение“ этих положений, что же касается теории, то на этот счет ленинизм довольно, будто бы, беззаботен... Я должен заявить, что это более чем странное мнение о Ленине и ленинизме ■совершенно неправильно и ни в какой мере не соответствует действительности...»(Сталин, Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 12—13). Примат практики перед теорией Ленин понимал в том смысле, что теория возникает на основе практики и ее задача—научное обоснование общественной революционно-критической практики человека. Ленин подчеркивал также, что без революционной теории не может быть и революционного движения.

В связи с учением о единстве теории и практики Ленин постоянно выдвигал в качестве одного из главных требований М. д. конкретное рассмотрение любого вопроса. Он говорил, что «подменять конкретное абстрактным один из самых... опасных грехов в революции» (Ленин, Соч., т. XXI; стр. 38). В своей работе «Еще раз о профсоюзах...» Ленин указывает четыре основных требования диалектической логики: 1) «Чтобы действительно знать предмет, надо охватить, изучить все его стороны, все •связи и „опосредствования“...», 2) «брать предмет в его развитии, „самодвижении“», 3) «вся человеческая практика должна войти в полное „определение“ предмета и как критерий истины и как практический определитель связи предмета с тем, что нужно человеку», 4) «...„абстрактной истины нет, истина всегда конкретна“...» (Ленин, Соч.,т. XXVI, стр. 134—135).Таким образом конкретное, историческое рассмотрение каждого явления—обнаружение связи в развитии, вскрытие источника развития, познание предмета во всем его многообразии— является одним из важнейших требований ленинизма.

В своей гениальной книге «Материализм п эмпириокритицизм» Ленин указывал, что Маркс и Энгельс в борьбе против идеалистического взгляда на общественное развитие, ■естественно, главное внимание направили на разработку материалистического понимания истории, а не на материалистическую теорию познания. «От этого,—говорил Ленин,—Маркс и Энгельс в своих сочинениях больше подчеркивали диалектический материализм, чем диалектический материализм, больше настаивали на историческом материализме, чем на историческом материализме» (Ленин, Соч., т. XIII, стр. 269—270). В новый исторический период развития, когда буржуазная философия преимущественно касалась теории познания, строя ее на идеалистических основах, возникла необходимость сосредоточить внимание на борьбе против открыто буржуазных, идеалистических взглядов, против маскирующих свои буржуазно-идеалистические взгляды мнимых «друзей» марксизма. В борьбе с врагами марксизма Ленин дальше развивает теорию познания М. д., разрабатывает диалектику как философскую науку и на основе М. д. дает глубочайший анализ сдвигам, происходящим в области естествознания. «Может быть, наиболее ярким выражением того высокого значения, которое придавал Ленин теории, следовало бы считать тот факт, что не кто иной, как Ленин, взялся за выполнение серьезнейшей задачи обобщения по материалистической философии наиболее важного из того, что дано наукой за период от Энгельса до Ленина, и всесторонней критики антиматериалистических течений среди марксистов. Энгельс говорил, что „материализму приходится принимать новый вид с каждым новым великим открытием“. Известно, что эту задачу выполнил для своего времени не кто иной, как Ленин, в своей замечательной книге „Материализм и эмпириокритицизм“. Известно, что Плеханов, любивший потешаться над „беззаботностью“ Ленина насчет философии, не решился даже серьезно приступить к выполнению такой задачи» (Сталин, Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 13—14). В условиях кризиса буржуазного естествознания, распространения идеализма среди бурж. интеллигенции назрела острая необходимость в марксистском освещении основных вопросов естествознания. Новейшие открытия в физике и химии (открытие электронов и др.) привели к ломке старых установившихся понятий, к кризису в физике, из которого многие бурж. физики сделали идеалистические выводы. «Суть кризиса современной физики,—указывает Ленин,—состоит в ломке старых законов и основных принципов, в отбрасывании объективной реальности вне сознания, т.-е. в замене материализма идеализмом и агностицизмом. „Материя исчезла“—так можно выразить основное и типичное по отношению ко многим частным вопросам затруднение, создавшее этот кризис» (Ленин, Соч., т. XIII, стр. 211). Ленин', на основе достижений наук, разрабатывая гносеологию марксизма, указал выход из кризиса естествознания. Новые открытия в науке не опровергают материализма, а, наоборот, дают новые данные в подтверждение научности диалектического материализма. Только на основе М. д. возможно дальнейшее развитие наук. Разрабатывая материалистическую диалектику как науку, Ленин особое внимание отводит закону единства и борьбы противоположностей. В эпоху наиболее острых классовых противоречий и многочисленных попыток замазать и скрыть эти противоречия со стороны различного рода оппортунистов, врагов марксизма, ленинская разработка этого закона получает огромнейшее значение. Ленин с предельной теоретической глубиной и ясностью формулировал, что закон единства и борьбы противоположностей является сутью, ядром всей материалистической диалектики, законом развития объективного мира и его познания.

Говоря о Ленине, Сталин писал, что большевизм «переносит центр тяжести вопроса от внешнего признания марксизма на его проведение, на его претворение в жизнь» (Сталин, О Ленине, 1937, стр. 6). Ленин развивал марксизм и претворял его в жизнь. Революционная теория




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.