öSä    МАТЕРИАЛИЗМ ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ—МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ    696

носцев враждебных пролетариату идеологий. Меныпевиствующий идеализм явился прямым идеологическим прикрытием преступной деятельности контрреволюц. троцкизма—агентуры фашизма,—пытавшегося реставрировать капитализм в СССР, превратить его в колонию германского и японского империализма. Механицизм, положения к-рого по многим вопросам совпадают с установками меньшевиствующего идеализма, явился идеологическим обоснованием контрреволюц. деятельности правых реставраторов капитализма—наемников фашизма, сомкнувшихся с контрреволюц. троцкистской бандой убийц, диверсантов.

В борьбе с врагами марксизма Сталин, вслед за Лениным, обогащает и углубляет марксизм во всей его многогранности и целостности. Разрабатывая национальный вопрос, Сталин писал: «„.конкретные исторические условия, как исходный пункт, диалектическая постановка вопроса, как единственно верная постановка,— таков ключ к решению национального вопроса» (Сталин, Марксизм и национально-колониальный вопрос, 1936, стр. 19). Эта характеристика метода работы Сталина в национальном вопросе, данная им самим, относится ко всем его работам. Творческий подход к марксизму, развитие и разработка его коренного теоретического основания — материалистической диалектики—пронизывает все работы Сталина. В его учении о трех сторонах диктатуры пролетариата дано гениальное диалектическое обобщение и дальнейшее развитие основного и главного в марксизме—учения о диктатуре пролетариата. Сталин развил и претворит в жизнь ленинское учение о возможности построения социализма в одной стране. Доклад Сталина на Чрезвычайном 8-м съезде советов о новой Конституции и сама написанная им Конституция являются величайшими теоретическими документами марксизма-ленинизма, обобщением и развитием учения Маркса—Энгельса—Ленина.

Лит.: Маркс К., [О Фейербахе], в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. IV, М., 1933 (см. Приложения); его же, Пишета философии, там же, т. V, Москва—Ленинград,1929; е г о ж е, Наемный труд и капитал, там же; е г о ж е, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. VIII, М.—Л., 1931; его же, К критике политической экономии (см. Предисловие и введение), там же, т. XII, ч. 1, М., 1935; его же, Критика Готской программы, там же, т. XV,[М.], 1935; его же, Замечания на книгу Адольфа Вагнера, там же; его же, Капитал, т. I—III, 8 изд., [М.], 1936; Энгельс Ф., Рецензия на книгу: Карл Маркс, Критика политической экономии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. XI, ч. 2, М., 1934; его же, Анти-Дюринг, там же, т. XIV, М.—Л., 1931; его же, Диалектика природы, там же; е г о же, Людвиг Фейербах, там же; его же, К жилищному вопросу, там же, т. XV, [М.], 1935; е г о ж е, Об авторитете, там же; его же, Развитие социализма от утопии к науке, там же; его же, Предисловие к первому немецкому изданию брошюры «Развитие социализма от утопий к науке», там же; его ж е, К смерти Карла Маркса, там же; Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, или критика «критической критики*. Против Бруно Бауэра и К*, Соч., т. III, М.—Л., 1929; их же, Немецкая идеология, там же, т. IV, М., 1933; их же, Манифест коммунистической партии, там же, т. V, М.—Л., 1929; и х ж е, Письма, Сборник избранных писем, пер., ред. и прим. В. Адоратского, 4 изд., М.—Л., 1932; Ленин В., Соч., 3 изд., т. XIII («Материализм и эмпириокритицизм»), т. I [«Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?», «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве (Отражение марксизма в буржуазной литературе)», «Фридрих Энгельс»], т. II («Наша программа», стр. 491), т. III [«Развитие капитализма в России» (см. Предисловие ко второму изданию)], т. IV («Что делать?», гл. 1), т. VI («Шаг вперед, два шага назад»), т. VIII («Социалистическая партия и беспартийная революционность», «Две тактики социал-демократии в демократической революции»), т. X («Предисловие к русскому переводу писем К. Маркса к Л. Кугельману»), т. XII («Марксизм и ревизионизм»), т. XV («Разногласия в европейском рабочем движении», «О некоторых особенностях исторического развития марксизма», «Наши упразднители»), т. XVI («Три источника и три составных части марксизма», «Исторические судьоы учения Карла Маркса»), т. XVII («Переписка Маркса с Энгельсом», «Еше одно уничтожение социализма»), т. XVIII («Карл Маркс», «О лозунге Соединенных Штатов Европы», «Честный голос французского социалиста»), т. XIX («империализм, как высшая стадия капитализма»), т. XX («Письма о тактике»), т. XXI («Государство и революция», «Марксизм и восстание»), т. ХХЦ («Очередные задачи советской власти»), т. XXIV («О государстве», «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата», •Великий почин», «Третий интернационал и его место в истории»), т. XXV («Детская болезнь „левизны“ в коммунизме»), т. XXVI («Еше раз о профсоюзах...»), т. XXVII («О нашей революции», «О значении воинствующего материализма»), т. XXX («Задачи союзов молодежи»); его же, Философские тетради, М., 1936; его же, Письма к Горькому, [М.], 1936; Сталин И., Вопросы ленинизма, 10 изд., [М.], 1937; его же, Об оппозиции (Статьи и речи 1921—1927 гг.), М.—Л., 1928; его же, Статьи и речи, в кв.: Ленин в Сталин [Сб. произведений к изучению истории ВКП(б)], т. III, [М.], 1936; его же,

О проекте Конститутши Союза ССР. Доклад на Чрезвычайном VIII всесоюзном съезде советов 25 нонбря1936 г., [М.], 1936; его же, О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников. Доклад и заключительное слово на пленуме ЦК ВКЛ(б) 3—5 марта 1937 г., [М.], 1937; Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, (М.], 1936; Берия Л., К вопросу об истории большевистских организаций в Закавказье, 2 изд., [М.], 1936; Постановление ЦК ВКП(б) о журнале «Под знаменем марксизма» от 25/1 1931 г.. «Под знаменем марксизма», М., 1936, К 1; Маркс—Ленин—ВКШб). Тезисы, [М.], 1934; Адоратский В., О теоретических основах марксизма-ленинизма, в кн.: Левин В., 11збр. соч., т. VI, Л., 1932; Мануильский Д., Энгельс в борьбе за революционный марксизм, [Москва], 1935; Плеханов Г., Критика наших критиков, Сочинения, т. XI, Москва—Ленинград, 1928; его же, Materialismus, militans (Ответ г. Богданову), там же, т. XVII; его ж е, От идеализма к материализму в Основные вопросы марксизма, там же, т. XVIII (в указанных работах Плеханова имеются ошибки); Степкий А. Победа социализма в СССР и новая советская Конституция. ]М.], 1936. Л. Ильичев, И. Широков, Ф. Чернов, А. Иеаноз.

МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ, или материалистическое понимание исто-р и и—учение о законах общественного развития, существенная часть философии марксизма.

Углубляя и развивая философский материализм, "Маркс довел его до конпа, распространив его на познание человеческого общества. М. п.—«последовательное продолжение, распространение материализма на область общественных явлений» (Ленин, Соч., т. XVIII, стр. 13). Распространить диалектический материализм на область общественных явлений— это значит, прежде всего, решить основной вопрос философии применительно к общественному развитию. Материализм диалектический считает материю первичной, су шествующей независимо от сознания человека «Материализм исторический признает общественное бытие независимым от общественного сознания человечества» (Ленин, Соч., т. XIII, стр. 266— 267). Между диалектическим материализмом и материалистическим пониманием истории имеется глубокая, неразрывная связь. «Общественное сознание отражает общественное бытие—вот в чем состоит учение Маркса... Сознание вообще отражает бытие,—это общее положение всего материализма. Не видеть его прямой и неразрывной связи с положением исторического материализма: общественное сознание отражает общественное бытие—невозможно» (Ленин, там же, стр. 264).

До Маркса господствовал идеалистический взгляд на развитие общества (см. Социология). Идеализм не может дать научного объяснения истории. Движущей силой и конечной причиной развития общества идеалисты считают «мировой разум», «абсолютную идею» (Гегель),




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.