697    МАТЕРИАЛИЗМ ИСТОРИЧЕСКИЙ    698

«дух народа» (Монтескье), цели, стремления, волю людей, великих личностей, героев и т. п. «Мнения правят миром»—учили и франц. материалисты 18 в., которые при рассмотрении области общественного развития оставались идеалистами. Но каковы причины изменения самого сознания и воли людей, почему цели и стремления людей противоречивы и различны, чем определяются формы деятельности людей и т. п.? На все эти вопросы идеализм не может дать научного ответа. В социологии до Маркса можно найти только отдельные мысли, слабые попытки и зародыши научного объяснения исторического развития, однако сама задача открытия действительных законов развития общества не была даже правильно поставлена. Только М. и. смог разрешить эти вопросы. Маркс открыл «тот скрытый до последнего времени под идеологическими наслоениями простой факт, что люди раньше всего другого должны есть, пить, иметь жилище и одеваться,—прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.; что, следовательно, производство непосредственных материальных средств существования и вместе с тем каждая данная ступень экономического развития народа или эпохи образует основу, из которой развились государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которой поэтому они должны быть объясняемы,—а не наоборот, как это делалось до сих пор» ([Речь Энгельса на могиле Маркса], в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. XV, стр. 652).

Возникновение М. и. как составной части марксизма теснейшим образом связано с революц. движением пролетариата. Только Маркс и Энгельс как идеологи этого до конца последо-' вательно-революционного класса смогли теоретически осмыслить ход всемирной истории. Ленин указывает, что «бурные революции, которыми сопровождалось падение феодализма, крепостничества, везде в Европе и особенно во Франции, все нагляднее вскрывали, как основу всего развития и его движущую силу, борьбу классов... Гениальность Маркса состоит в том, что он сумел раньше всех сделать отсюда и провести последовательно тот вывод, которому учит всемирная история. Этот вывод есть учение о классовой борьбе» (Ленин, Соч., т. XVI, стр. 352 и 353). Гениальные продолжатели дела Маркса и Энгельса—Ленин и Сталин—в новую эпоху— эпоху империализма и пролетарских революций—развили и подняли на новую ступень марксистское учение об обшестве.

Основные положения М. и. Классическую формулировку основных положений исторического материализма Маркс дал в следующих словах: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения, — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы

жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением этого — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче: от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и ведут свою борьбу. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что он сам о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию. Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями» (Маркс, К критике политической экономии, Предисловие, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. XII, ч. 1, стр. 6—?). Эти положения М. и. являются гениальными теоретич. обобщениями, выводами, которые Маркс сделал на основе изучения всего хода мировой истории. Маркс проверил эти положения на рабочем движении и обосновал их детальным анализом капитализма, превратив М. и. из гениальной научной гипотезы в проверенную фактами всей истории рабочего движения теорию и метод объяснения и изменения общественных явлений. «Открытие материалистического понимания истории или, вернее, последовательное продолжение, распространение материализма на область общественных явлений устранило два главных недостатка прежних исторических теорий. Во-1-х, они в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем вызываются эти мотивы, не улавливая объективной закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в степени развития материального производства; во-2-х, прежние теории не охватывали как раз действий масс населения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественно-исторической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий. До-марксовская „социология“ и историография в лучшем случае давали накопление сырых фактов, отрывочно набранных, и изображение отдельных сторон исторического процесса. Марксизм указал путь к всеобъемлющему, всестороннему изучению процесса возникновения, развития и упадка общественно-экономических формаций, рассматривая совокупность всех противоречивых тенденций, сводя их к точно определяемым условиям жизни и производства различных классов общества, устраняя субъективизм и произвол в выборе отдельных „главенствующих“ идей




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.