1922), вызвало положительную опенку Ленина за верно направленный сатирический удар. С этого времени сатира, всегда острая и политически конкретная, заняла в творчестве М. значительное место («Нагрузка на макушку», «.Птичка божья», «Служака», «Идиллия», «Новый кулак» и др.).

744


743


ЫАЯКОВСКПП—млятнпн


Тщательно и вдумчиво работая над этими стихами, стараясь не просто зарифмовать лозунг, а поэтическп претворить его, сделать возможно более действенным и доходчивым, М. осваивал и коммунистически осмысливал многообразие советской действительности. Яростно борясь против всякой пошлости и мещанства, высмеивая ложную «поэтичность», прикрывавшую у нек-рых поэтов идейную и художественную дряблость, М. в пылу полемики выступал иногда с отрицанием лирической поэзии вообще. Этому способствовали неверные теоретические установки Лефа. Но творчество М.—лучшее опровержение этих неверных теорий. М.—поэт огромного лирического дарования. Особенность и сила лирики М. заключаются в том, что в ней выражены чувства огромных человеческих масс, притом чувства новые, характерные именно в условиях созидания новой, социалистической культуры: сознание единства борьбы и стройки («Товарищу Нетте», 1925), гордость советского гражданина («Стихи


о советском паспорте»), радость социалистического труда (рассказ Хренова о Кузнепк-строе). Особенно значительны в этом плане его поэмы «В. И. Ленин», «Хорошо» и «Во весь голос», наиболее зрелые и блестящие произведения М. В поэме «Хорошо» М. удалось, не нарушая художественного единства, дать исключительное разнообразие интонаций, ритмов и жанров от партизанской частушки (гл. 7) до торжественной оды (гл. 17), от реалистического точного эпоса (взятие Зимнего, бегство Врангеля) до подлинного и глубокого лиризма (главы 13, 14, 15). Центральная тема, организующая поэму,—советская родина. Каждая строка поэмы неуклонно ведет читателя к жизнеутверждающему выводу, сформулированному в заглавии.

Стих М. складывался в тесном взаимодействии с ораторской, митинговой речью. Он рассчитан не столько на одиночного читателя, сколько на коллективного слушателя. Отсюда— кажущаяся трудность, легко преодолеваемая при внимательном чтении вслух. Отсюда же его особенности, определившие развитие русского стиха в послереволюц. эпоху. Расширение словаря поэзии путем внедрения слов из живой разговорной речи трудящейся городской массы, введение разговорных оборотов (нетерпимых в условном «поэтическом» языке), новый интонационный принцип в области ритма, значительно расширивший возможности русского силлабо-тонического стиха, усиление роли рифмы как выразительного средства— все это благодаря М.' вошло в арсенал советской поэзии. Даже поэты враждебных М. литературных течений не избежали его мощного влияния (Сельвинский). Большое влияние оказал М. также и на революционных поэтов Запада (Аррагон, Бехер). Стихи М. переведены на 23 иностранных языка и на языки народов Советского союза. М. сложился до Октябрьской социалистич. революции, но его неразрывная связь с нашим временем, преданность делу рабочего класса и революционная страсть в создании новых форм жизни и искусства сде-

лали его поэтом нового типа, а его творчество— крупнейшим рубежом в истории русской поэзий. М. был и остается «лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи» (Сталин), его имя по праву может быть поставлено в первые ряды русских поэтов.

Соч. М.: Собр. соч., тт. I — X, Ы. — Л., 1928—1933.

Лит.: Ленин В., О международном и внутреннем положении Советской республики (Доклад на заседании коммунистической фракции Всероссийского съезда металлистов 6 марта 1922), Соч., 3 изд., т. XXVII, М., 1935 (отзыв о стихотворении Маяковского «Прозаседавшиеся»); Владимир Маяковский (от редакции). «Правда», М., 1935, № 334 от 5/ХІІ; Усиевич Е., Путь Маяковского к реализму, там же, Москва, 1936, J4* 104 от 14 IV; е е же, Владимир Маяковский, «Литературный критик», [Москва], 1936, кн. 4; Тренин В. и Хард-ж и е в Н., Поэтика раннего Маяковского, там же, [М.], 1935, кн. 4; Бромберг А. и Стеллецкая Л.,

В лаборатории Маяковского, «Знамя*, [М.], 1936,J4?6;

Т а г е р Е., О лирическом стиле Маяковского. «Красная новь», [М.], 1935, Л-7; Виноградов И., О наследстве Маяковского и социалистической лирике, «Литературный современник*. Л., 1936, № 1; Сурков Ал., Владимир Маяковский, «Литературная учеба*, [М.], 1936, Л* 4; Гофман В., О языке Маяковского, «Звезда*, Л., 1936, Л* 5; Поляк Л. и Реформатская Н., Из библиографии критической литературы о Маяковском (1918—36), «Литературный критик*, [М.], 1936, кн. 4.

МАЯТНИК, 1) математический (пли простой) — представляет материальную точку, на которую действует только сила тяжести и которая вынуждена двигаться по шаровой поверхности. Можно в качестве математич. М. представлять себе материальную точку, подвешенную на нерастяжимой и невесомой нити. Если такую точку вывести из положения равновесия (вертикального), то она начнет колебаться (см. рис.) около него, уклоняясь от вертикального положения в обе стороны одинаково. Время полного колебания (от М' до М"п обратно) называется периодом колебания М., а угол М'ОМ, или М0ОМ"—амплитудой его; угол МОМ0 называется элонгацией М. в положении М. В идеальном случае, если бы не было трения в точке подвеса и сопротивления среды, движение М. продолжалось бы неограниченное время с одними и темп же амплитудой и периодом, причем для малых амплитуд (2—3е) период зависит только от длины М. и ускорения силы тяжести в данной точке и не зависит от амплитуды. 2) Физический М.—тяжелое тело (обычно имеющее вид металлической линзы), колеблющееся около точки подвеса, с к-рой оно соединено штан- __ гой. Каждая точка такого М. стремится дви-" гаться тем быстрее, чем ближе она к точке подвеса; но так как все точки М. должны двигаться с одинаковой скоростью, то одни из них будут ускорять свое движение, другие—замедлять его. Имеется и такая точка, движение к-рой происходит точно так, как этого требует ее расстояние от точки подвеса. Она называется центром качания, а расстояние ее от точки подвеса называется приведенной длиной М. Движение физического М. происходит так же, как движение математического М., длина кото-

S)ro равна приведенной длине физического М. ля определения приведенной длины М. существуют различные способы.

На независимости периода колебания М. от его амплитуды (размаха) основано важнейшее применение М. в часах. Подбирая длину М. так, чтобы он совершал полное колебание в 2 секунды, т. е. 1 размах в секунду (секунд






Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.