745 МАЯТНИК ФУКО—МЕГ А 746

ный М.), мы получаем прибор, совершающий определенные действия точно через 1 секунду. Соединив такой М. с тем или иным механизмом, мы и получаем часы. Точность хода часов зависит от постоянства длины М., к-рая изменяется с температурой. Поэтому в точных часах делают М. из особых сплавов (инвар), мало меняющихся с температурой, или подвешивают его на особых комбинациях стержней из разных металлов, растяжения к-рых взаимно компенсируют друг друга (компенсационный маятник). М. служат также для определения ускорения силы тяжести по наблюдениям периода их колебания. Существуют и М., описывающие более сложные пути (конический М., циклоидальный М., бифилярный М. и др.); они применяются в различных физических приборах. См. также Маятник Фуко.

МАЯТНИК ФУКО'—прибор, с помощью к-рого Фуко доказал вращение Земли относительно инерционной системы (см.Относителъности теория), или, грубо говоря, относительно системы неподвижных звезд. Представляет собой тяжелый шар на очень длинном подвесе, верхний конец к-рого укреплен так, что маятник может качаться в любом направлении (см. Кардан). Т. к. маятник сохраняет свою плоскость колебаний относительно инерционной системы (система неподвижных звезд), а Земля вращается относительно нее, то относительно Земли плоскость колебаний будет поворачиваться, и соединенное с шаром острие будет чертить по земле довольно сложную фигуру, точный вид к-рой зависит от широты места наблюдения и первоначальной ориентации маятника. Впервые этот опыт был поставлен Фуко в 1851 в парижском Пантеоне с маятником длиной в 67 м; затем он много раз повторялся также и в СССР. Удавалось ставить опыт и с гораздо более коротким маятником.

МГЛА, сухойтуман, сухая мгла, помоха.’мга — помутнение воздуха, вызванное присутствием в нем мельчайших частиц пыли, соли или. продуктов сгорания. М. заволакивает местность равномерной завесой, ослабляющей яркость окраски предметов и понижающей видимость. Отдаленные леса и горы. приобретают синеватый оттенок; облака, солнце, снежные вершины—грязножелтый или красновато-желтый. Сильная М. имеет грязный голубовато-серый оттенок, похожа на дым; по густоте она может равняться с туманом. М. особенно часто наблюдается в воздушных массах, идущих из районов пустынь и степей; летом М. часто состоит из дыма и гари лесных пожаров; над большими городами наблюдается М., состоящая из продуктов сгорания, выбрасываемых трубами домов п фабрик.

На Ю.-В. европейской части Союза ССР сильная М. средне-азиатского происхождения при высокой темп-ре и низкой влажности чрезвычайно вредит культурной растительности, особенно во время цветения.

МГЛИН—город, р. ц. на Ю.-З. Западной области, в 26 км на восток от станции Су-раж; 5,3 т. ж. (1935). Крахмально-сушильный завод. Птицееовхоз.

МЕА'НДР (греч.)—1) орнамент в виде повторяющихся изогнутых линий, извилин или из-

ломов под прямым углом. 2) В географии — излучины, образуемые вследствие боковой эрозии реки, обычно в долинах, мощными аллювиальными наносами. Название происходит от р. Меандр в Малой Азии.

МЕБЕЛЬ (франц.)—предметы обихода, обстановки жилища (столы, стулья, шкафы и пр.). Форма М. зависит от ее назначения; будучи связана с характером внутреннего убранства помещений, она выражает, наряду с архитектурой, стилистические устремления данной эпохи. Материалом для мебели служили в разные времена, кроме дерева, металл, мрамор, кость, кожа.

М. известна с глубокой древности. Уже Египет выработал тип деревянных кресел и сидений без спинки. Античная (древнегреч. и римская) М. известна лишь по вазовой живописи и описаниям (характерны ложа для возлежания во время трапезы). Средние века, согласно характеру готического стиля, создали М., покрытую резьбой; орнамент выдвигается в ущерб целесообразности формы. Возрождение дает в массивной М. плоскости с орнаментацией и живописью (деревянная мозаика, неглубокая резьба). М. барокко (17 в.)—тяжелая, пышная, с завитками и с обилием украшений, бронзы, инкрустаций и т. п. Традиции классицизма с особой силой проявились во Франции, где чистота линий соединилась со свойственной барокко нарядностью украшений, металлич. инкрустацией (т. н. стиль «буль»)- В эпоху Рококо М(т. н. стиль Людовика XV) получает живописную изогнутость линии, скрывая материал под фанерой, деревянной мозаикой (маркетри) и краской. Подражание китайскому и японскому искусству вызвало появление лакированной М. Преувеличения стиля рококо вызвали реакцию в сторону большей простоты и приближения к формам античного искусства (т. н. стиль Людовика XVI). Большое внимание к практич. назначению М. проявляет Англия (мебель Чиппендель, Шератон, отличающаяся трезвостью формы, прочностью и изяществом). Тут же зарождается М. красного дерева, строгих прямых линий, украшенная бронзовыми накладками (во Франции известна под именем стиля «жакоб»). В конце

18 в. подражание античности определяет М. стиля ампир (красное дерево и карельская береза). В 1-й пол. 19 в. его сменяет пришедший из Англии скромный по формам, т. н. мещанский (у немцев «бидермейер») стиль с округленными углами, уютностью и удобством. Со 2-й пол. 19 в. следует длинный ряд подражаний различным стилям. В конце 19 и начале

20 вв. стиль «модерн» пытается создать оригинальные формы М., характерные асимметричностью, господством гнутых линий. Эта М. вычурна и неудобна.

В наст, время господствует стремление создать М. простую, удобную и рациональную. Интересны попытки к выработке универсального типа, могущего менять свое практическое назначение (например соединение дивана со столом, шкафом и пр.). В последнее время в мебельном производстве широко стали применять металл.

МЕ’БИУС (Möbius), Август Фердинанд (1790— 1868)—немецкий математик и астроном. Работы в области геометрии («Барицентрическое исчисление»). Один из основателей векторного анализа.

МЕТА—частица, прибавляемая к названиям различных единиц измерения, чтобы показать.









Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.