749    МЕГАФОН—МЕДВЕДИ    750

-ветви деревьев, которыми питался. Остатки М. встречаются в плейстоцене Южной Америки.

Упираясь на толстые задние лапы и хвост, М., вероятно, мог подниматься, чтобы обрывать


М Е Г А Ф 0 ' Н (по-греч. — большой звук) —

1) громкоговорящий телефон. 2) См. Рупор.

МЕГЕ'РА—1) у древних греков одна из богинь мщения (эринний). 2) В переносном смысле — вообще злая женщина (ср. Фурия).

М Е'ГОМ (обознач.—М2, мгом)—электрич. сопротивление, равное миллиону омов.

МЕГРЕ'ЛЫ—см. Мингрелы.

МЕГРЕЛЬСКИЙ ЯЗЫК, мингрельский я з ы к—принадлежит к зап. группе южно-кавказских яз. (см. Яфетические языки). Занимает область к С. от р. Рнона до р. Ингура и черноморское побережье. На М. я. говорят около “250 т. ч. Собственной письменности не имеет (употребительны грузинский литературный язык и письменность). Первые записи М. я. восходят к 17 Н.; изучение его началось с сер. 19 в.

JJum.: Кипшпдзе И., Грамматика мингрельского (иверекого) языка с хрестоматией и словарем. Материалы по яфетическому языкознанию, т. VII, СПБ, 1914.

МЕГЮ'ЛЬ (Méhul), Этьен Николй, (1763— 1817)—франц. композитор и муз. деятель, один из основателей и первых руководителей парижской консерватории. М. принадлежит свыше 40 опер (написанных не без влияния Глюка) и ряд инструментальных произведений (симфонии, сонаты). Наибольшее значение имеют ре-волюц.гмлкы и песни М.,исполнявшиеся во время нац. празднеств и «народных концертов»: «Походная песня» («Chant du départ», 1794), получившая названпе «второй Марсельезы» (на «лова Мари Жозефа Шенье), «Гимн Разуму» <1793), «Песнь возвращения» (1797) н др.

Лит.: Р а д и г е А., Французские музыканты эпохи Великой французской революция, Москва, 1934; Тьер-<; о Ж., Песни и празднества Французской революции, Москва, 1933.

МЕД—добытый рабочими пчелами из цветов нектар (сладкий сок), к-рый после изменения в зобике пчел складывается в ячейки сотов. По цвету М. бывает водянисто-прозрачный или же всех оттенков от желтого до бурого. Цвет М. и вид его зависят от растений, с к-рых он собран. До появления тростникового и свекловичного сахара М. был единственным концентрированном сладким продуктом. М. гораздо питательнее и полезнее для человеческого организма, чем сахар, т. к. содержит различные минеральные вещества и витамины А и В.

М. содержит 3 вида сахара: гл. обр. инвертированный сахар, декстрозу, (виноградный сахар) и левулезу (фруктовый сахар) с небольшим количеством сахарозы (тростникового сахара). Состав М. различен, напр, кубанский М. содержит воды 21,07%, инвертированного сахара 71,77%, сахарозы 0,94%, золы 0,22%, декстрина 1,43% и других веществ 4,57%. М. часто фальсифицируется примесью муки, крахмала, патоки, мела, что иногда легко можно обнаружить, растворив М. в воде; вода получается мутная и дает осадок. Крахмал обнаруживается прибавлением иода, что дает синюю окраску раствора. Искусственный М. изготовляется из тростникового сахара с слабыми кислотами и сдабривающими веществами. Под названием «М.» известен ту,кже старинный легкий спиртной напиток из перебродившего на дрожжах и хмеле меда.

Лит.: Каблуков Й., О меде, воске, пчелином клее и их подмесях, М.—Л., 1927; Ильин Н., Продукты пчеловодства, [М.], 1931.

МЕДА'ЛЬ (франц.)—металлич. кружок с выпуклыми изображениями в честь какого-нибудь лица или события. Иногда М. дается в награду за отличие.

МЁДАЛЬЕ'РНОЕ ИСКУССТВО—отрасль п ласти -ки (скульптуры), имеющая целью изготовление чеканкой или отливкой медалей (и монет). В отличие от монеты медаль не является средством обращения и предназначена гл. обр. для увековечения тех или иных событий или знаменитых людей. В качестве материала обычно пользуются золотом, серебром и бронзой, в последнее время никелем и сплавами алюминия. Уже в древней Греции чеканка монет достигла высокой степени художественности (высший расцвет в 4 в. до хр. э.). Медаль как предмет искусства впервые встречается в эпоху Возрождения (в Италии), замечателен медальер того времени Пизанелло и др. М. и. распространилось по всем странам Европы. В России наиболее известными мастерами были Ф. Толстой и Н. Уткин. Возрождение М. и. в последнюю четверть 19 в. связано с именами франц. мастеров— Шаплена, Роти и др.

МЕДАЛЬО'Н (франц.) — 1) овальная раскрывающаяся коробочка, носимая на ленте или цепочке на шее. 2) К.-л. изображение в овальной оправе или рамке.

МЕДВЕДИ, Ursidae—сем. хищных млекопитающих. Массивные, плотные животные с округленной головой, коротким хвостом, пятипалыми стопоходящими конечностями с невтяж-

1—черный гималайский М., 2—белый М., 3—бурый М.

ными когтями. Зубов 42. Питаются растительной и животной пищей; живут одиночно в Сев. полушарии (в Европе, Азии, Америке). Гл. представители: белый медведь, бурый М., игэиз

I ап^ов, серый М., или гризли, и. 1юглЫ1)з, в




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.