SOI    МЕЛОДИЯ—МЕЛЬНИЦЫ    802

Лишь глубокая научная разработка этого материала может служить прочной основой для решения важнейших проблем вокальной и инструментальной М. во всех ее конкретных жизненных формах проявления.

МЕЛО'ДИЯ—муз. мысль (образ), выраженная в одноголосном законченном построении. М.— основной и важнейший элемент образной муз. речи (см. Мелодика, Гармония, Ритм). В своем возникновении и развитии М. органически связана с песней, отсюда она переходит в инструментальную музыку, приобретая новые специфические особенности инструментального характера, получающие свое развитие в симфонической музыке. Глубина выражаемой мысли, эмоциональная насыщенность, простота п ясность—характерные черты лучших образцов М. народного творчества — первоисточника всего мелодического богатства музыкальной культуры.

МЕЛОДРА'МА (греч.)—первонач. чтение стихов (или ритмич. прозы) под музыкальный аккомпанемент, затем особый вид сценических представлений, сопровождавшихся музыкальной иллюстрацией и близких по стилю и характеру т. н. мещанской драме. М. воздействует на чувства зрителей сильными эффектами (часто—внешнего характера) и сложной, хитро сплетенной интригой. М. характеризуется обычно резко очерченными конфликтами между «добродетельными героями» и «злодеями» (в финале всегда торжествует «добро»), при онень слабой и наивной психологической обрисовке действующих лиц и почти полном игнорировании бытовых характеристик. Стиль М.—смешение сентиментальных, трагических и комических элементов. В этих своих характерных чертах М. возникла во 2-й пол.

18 в. во Франции («Пигмалион» Руссо, 1762); она получила довольно широкое развитие в народном театре послереволюционной Франции (начало 19 в.), оказав заметное влияние на зарождающуюся (в противовес классической трагедии) романтическую драму. Впоследствии М. получила распространение и в др. странах. Наиболее известны авторы классической М.— Пиксерекур, Канье, Дюканж (автор известной М. «Тридцать лет или жизнь игрока»),

М Е Л О М А' Н (греч.) — страданий любитель музыки.

МЕ'Л0С(греч.)—в музыке термин, определяющий обобщенное понимание мелодического начала в музыкальном творчестве (см. Мелодия, Мелодика, Песня).

МЕЛЬ—место в реке или каком-нибудь водном бассейне, где слой воды над дном имеет незначительную глубину. Понятие М. относительно, в зависимости от окружающих глубин, а в применении к судоходству—и от размеров и осадки судов. М. в наших реках образуются обычно из наносов, выносимых притоками в главную реку. М. могут подвергаться размыву и передвигаться по течению.

М Е'ЛЬБУРН—гл. гор. австралийского штата Виктории, до 1927—столица Австралийского союза, второй (после Сиднея) по населенности гор. Австралии; спригородами—1 млн.ж.(1935). Стоит у залива Порт-Филипп; гаванями служат Мельбурн-порт и Вилльямстоун. Крупнейший железнодорожный узел Австралии и второй (после Сиднея) по значению ее торговый порт. В 1933/34 вошло в М. 3.100 судов с тоннажем в 6,94 млн. т. Разнообразные отрасли промышленности (пищевая, мебельная, машино-

М . С. Э. т. VI.

строение, судостроение). Университет (с 1855). М. основан в 1835.

МЕ'ЛЬВИЛЬСКИЙ ПОЛУОСТРОВ—п-ов в арктической Канаде; омывается водами Северного Ледовитого океана. Отделяется от Баффиновой Земли узким проливом Фюри и Гекла. Длина п-ова—375 км, ширина—150 кл».

МЕЛЬВИЛЬСКИЙ ПРОЛИВ—морской бассейн в Американском арктическом архипелаге, между о-вом Мельвиль, Землею Виктории и Землею Принца Уэльского.

МЕЛЬЕ' (Meslier), Жан (1678—733)—франц. коммунист начала 18 в. Сельский священник. М. ради защиты своих прихожан вступил в ожесточенную борьбу с местным помещиком, но борьба эта кончилась поражением и самоубийством М. Перед смертью М. написал «Завещание» (есть рус. пер.), в к-ром дал убийственную критику современного ему общества и религии с точки зрения интересов сельской бедноты. В основе общественного неравенства лежат, по мнению М., два основных зла: частная собственность и сословное неравенство. Существование этих зол увековечивается христианской религией, к-рая имеет задачей одурачивание народа. Выход из этого заколдованного круга М. видит в объединении всех угнетенных и в революции. Будущий обществ, строй представляется М. в виде федерации небольших общин, в которых господствует общность труда и потребления.

МЕЛЬНИКОВ, Ювеналий Дмитриевич (1868— 1900)—один из первых русских марксистов. Под влиянием народников М. 18 лет бросил ученье и уехал в Харьков, где взялся за слесарное ремесло. В 1889 М. вступил в Харьковский революц. кружок, стоявший на перепутьи от народничества к марксизму. Затем М. уехал в Ростов, где организовал отделение Харьковского кружка. По делу о Харьковском кружке М. отбывал наказание в «Крестах» в Петербурге, где окончательно оформилось его марксистское миросозерцание. По приезде в Киев, после тюрьмы, М. стал руководителем Киевской с.-д. орг-ции. Скоро М. снова попадает в тюрьму, высылается из Киева сначала в Полтавскую, а затем в Астраханскую губ., где преждевременно погибает от чахотки в 1900.

МЕЛЬНИКОВ-ПЕЧЕРСКИЙ, Павел Иванович (1819—83) (псевдоним Андрей Пёчер-с к и й)—русский писатель. Род. в офицерской семье, служил чиновником особых поручений при нижегородском губернаторе. На службе отличался жестокими преследованиями раскольников. С 1866 занимался только «благонамеренной» литературной и публицистич. деятельностью, реакционной по существу. После ряда повестей («Семейство Красильниковых», «В старые годы», «Поярков» и др.) напечатал в 1871—81 романы из жизни поволжских старообрядцев «В лесах» и «На горах». В них М.-П, ярко показал жизнь приволжского купечества и деревенского кулачества середины 19 в., развитие русской буржуазии, ее патриархальный, пропитанный самодурством и хищничеством быт. Произведения М.-П. носят этнографический характер. Романы его очень растянуты. Полное собр. соч., 14 тт., СПБ, 1910.

Лит.: Я в ч у к Н., Павел Иванович Мельников, в кн.: История русской литературы, под ред. Д. Овсянико-Ку-ликовского, т. IV, М., 1911; Богданович А., Годы перелома, СПБ, 1908.

МЕЛЬНИЦЫ—1) машины для грубого или тонкого помола (измельчения) руд, угля, цемента и др. материалов. В настоящее время

26




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.