879 МЕХАНИЦИЗМ—МЕХАНИЧЕСКАЯ ЛОПАТА 880

бе против марксистско-ленинского учения о революции и диктатуре пролетариата. Не случайно, что плоский буржуазный эволюционизм, развиваемый механистами, послужил теоретической базой контрреволюц. писаний правых отщепенцев о затухании классовой борьбы в переходный период, врастании кулака в социализм, теории самотека п т. п.

Механисты боролись против марксистско-ленинской теории отражения, защищая теорию иероглифов-символов Гельмгольца, Сеченова, Плеханова, ведущую к агностицизму. Нек-рые механисты, отрицая объективную истину и заявляя, что истина определяется субъективными целями людей, становятся на субъективноидеалистические позиции. Механисты подменяли диалектико-материалистическую логику формальной логикой. Разрывали случайность и необходимость—эти две неразрывно связанные фор ми проявления объективной закономерности, отрицали объективность случайности, рассматривали ее как субъективную категорию, как непознанную необходимость. Еще Энгельс в «Диалектике природы» показал, что отрицание случайности и признание лишь абстрактной необходимости стирает грань между существенным и несущественным п низводит необходимость до степени случайности, причем эта случайность приобретает фаталистический характер. Причинность механнсты трактовали как зависимость явлений от внешней силы, причем все явления пытались объяснить с точки зрения этой механически тракту емой причинности, игнорируя указание Ленина о том, что «каузальность, обычно намп понимаемая, есть лишь малая частичка всемирной связи...» (Ленин, Философские тетради, 1936, стр. 156).

Сводя материалистическую диалектику к теории равновесия и формальной логике, отстаивая тезис: «Естествознание само себе философия», механисты попадают в объятия по-

   зитивизма, ползучего эмпиризма, метафизики.

Механистические извращения исторического материализма в наиболее развернутой форме нашли свое выражение во взглядах Бухарина. Исторический материализм он трактует в духе буржуазной социологии как учение об обществе «вообще». Задачи конкретного исследования развития общественно-экономических формаций он подменяет абстрактными рассуждениями. Антиисторизм, схематизм и теория равновесия являются основой «социологии» Бухарина.

Общество рассматривается Бухариным как система, находящаяся в равновесии со средой— природой. Нарушение этого равновесия и восстановление его на «новой основе* является, по Бухарину, законом движения общества. Такое объяснение общественного развития игнорирует противоречие между производительными силами и производственными отношениями и борьбу классов в классовом обществе как движущую силу исторического развития. Производительные силы Бухарин сводит к голой технике. Роль рабочей силы как главной производительной силы отрицается им. Основной признак классов Бухарин видит не в отношении их к средствам производства, а в их роли в процессе производства, тем самым скрывая основу эксплоатации одного класса другим и в корне извращая марксистско-ленинское учение о классах. Гос-во Бухарин рассматривает не как орудие господства одного класса над другим, а как условие равновесия между классами, как обруч, объединяю-

пщй классы, тем самым отказываясь полностью от марксистско-ленинского учения о гос-ве.

Механистические и идеалистические извращения псторпч. материализма явились логической основой контрреволюц. «теорий» правого оппортунизма: теории организованного капитализма, отрицающей анархию и противоречия внутри кашггалистич. стран и усматривающей основные противоречия в эпоху империализма лишь во внешнем антагонизме отдельных капи-талистич. стран; теории затухания классовой борьбы в переходный период и врастания кулака в социализм; теории самотека, теории равновесия двух секторов—капиталистического и социалистического—в советской экономике, к-рая, по указанию Сталина, пмела своей целью «отстоять'позиции индивидуального крестьянского хозяйства, вооружить кулацкие элементы „новым“ теоретическим оружием в их борьбе с колхозами и дискредитировать позиции колхозов» (Сталин, Вопросы ленинизма, 10 изд., стр. 301). «Социология» Бухарина явилась теоретической основой правых отщепенцев, нх политики капитуляции перед капитализмом и перехода к фашистской программе реставрации капитализма в СССР.

Антимарксистское, реакционное содержание М. разоблачено в ряде работ п выступлений Ленина и Сталина. Особенно важны в этом отношении: ст. Ленина «Еще раз о профсоюзах и текущем моменте», речь Сталина на пленуме ЦК ВКП(б) (апрель 1929), речь на конференции аграрников-марксистов (декабрь 1929), беседа с работниками философского фронта (декабрь 1930) и решение ЦК ВКП(б) о журнале «Под знаменем марксизма» (25/1 1931).

Реакционность М. как теоретической базы правых с особой силой выявилась в эволюции, к-рую проделал Бухарин и его группа, превратившаяся из правого уклона в партии в контрреволюционную банду престу пников, врагов народа, наемников фашизма.

Лит.: Ленин В., Соя., 3 изд., т. XXVII («О значении воинствующего материализма»), т. XXVI («Еще раз о профсоюзах...*); его же, Замечания на книгу H. U. Бухарина «Экономика переходного периода», в кн.: Ленинский сборник XI, М.—Л., 1929; Сталин П., Вопросы ленинизма, 10 изд., М., 1936 [«О правом уклоне в ВКЛ (б)», «К вопросам аграрной политики в СССР»]; его те, О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников. Доклад и заключит, слово на пленуме ЦК В КII (б) 3—э марта 1937 г., i M.j.t 937; Постановление ЦК ВКП(б) о журнале «Под знаменем марксизма» 25/1 1931, журн. «Под знаменем марксизма», М., 1936, Л« 1; «Воля советского народа» (Передовая), «Под знаменем марксизма*, М., 1936, Л* 8.

МЕХАНИЧЕСКАЯ ЛОПАТА — разновидность экскаватора; состоит из ходовой части с силовым оборудованием и управлением и рабочей части, состоящей из стального ковша А, который может подниматься, опускаться и вращаться в вертикальной плоскости. Ковш приводится в движение тросом В, проходящим через блок Г, укрепленный на стреле Д; посредством зубчаткиЕрукоятке Б и ковшу придается поступательное движение, причем ковш углубляется в грунт и наполняется землей; дно его захлопывается откидной




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.