009    М ШЛЮ К ОВ—МНМ ИКР и я    910

тыря Самсона, героя его последней поэмы, М. отразил свою личную судьбу и поражение своей партии, которой он остался предан до последнего дня своей жизни. Грандиозные образы поэзии М. оказали глубокое влияние на поэтов 18 и 19 вв. как в Англии (Байрон, Шелли и др.), так и на континенте («Мессиада» Клоп-штока, «Конец Сатаны» В. Гюго и др.).

На рус. яз.: Потерянный рай, пер. О. Чюми-ной, СПБ, 1899; поэмы М., пер. Е. Г., М., 1901; Ареопагптика, М., 1907; История Московии, М., 1875.

МИЛЮКОВ, Павел Николаевич (р. 1859)— бурж. историк, б. приват-доцент Моск. ун-та, один из главарей русского буржуазного либерализма, лидер конституц.-демократпч. партии (кадетов). В 1905—активный участник буржуазно-либеральных съездов. Член 3-й и 4-й Гос. дум. Идеолог русского империализма. После падения самодержавия упорно отстаивал монархию как средство «обуздать революцию». В первом Временном пр-ве 1917—мин. иностр. дел, проводивший империалистскую политику («война до победного конца») с лозунгом захвата турецких проливов, Константинополя и присоединения к России славянских земель Австрии и Восточной Пруссии. 18/1У 1917 от имени Временного правительства опубликовал ноту, которая вызвала бурный протест революционных масс. Под давлением революционных масс, вышедших с лозунгом: «Долой Милюкова!», М. принужден был уйти в отставку. После 'ухода из Временного правительства— один из организаторов корниловского мятежа. После Октябрьской социалистич. революции— вдохновитель интервенции п попыток свержения сов. власти с помощью иностр. войск. С этой целью М. обращался за помощью к герм, кайзеру, но вспыхнувшая в Германии революция расстроила его планы. После разгрома российской контрреволюции—белый эмигрант, живет в Париже, где редактирует газ. «Последние новости».

МИЛЮТИН, Дмитрий Алексеевич (1816— 1912)—русский фельдмаршал. Военный министр с 1861 по 1881. При нем была реорганизована русская армия и введена всеобщая воинская повинность. Автор трудов по военной истории, статистике и географии.

МИЛЮТИН, Николай Алексеевич (1818— 1872) — царский сановник, товарищ министра внутренних дел, представитель либеральной бюрократии 60-х годах, игравший значительную роль в подготовке крестьянской реформы 1861. За либерализм приобрел в крепостнических кругах репутацию «красного». По опубликовании реформы 1861, под давлением реакционного дворянства, охваченного страхом перед массовыми крестьянскими волнениями, уволен в отставку. Во время Польского восстания 1863 пр-во снова выдвинуло М., на к-рого была возложена подготовка аграрной реформы в Польше. Целью реформы было парализовать восстание путем незначительных уступок крестьянству. Проведенная в 1864 аграрная реформа в Польше отличалась несколько большими уступками крестьянам, чем реформа в России 1861.

МИЛЯ (лат.)—путевая мера длины. М. чрезвычайно разнообразна в различных государствах: 1) географическая=7.420 м; 2) морская, или английская=х/60 градуса меридиана (т. е. 1 минуте) = 1*/« версты = 1.852 м=1,15 англ. сухопутной мили.

МИМ, подражател ь—античное наименование актера, исполняющего легкие комические сценки, к-рые также получили название М. В игре актера-М. большую роль играли мимика и жестикуляция. Проникнув из Греции через Сицилию и Южную Италию в Рим, М. приобрели здесь характер народного уличного зрелища. В императорский период М. проникли на сцену и исполнялись в антрактах как интермедии (мимические ипотезы). М. были рассчитаны на городского мещанского зрителя и разыгрывались диалогом, песенкой, танцем, акробатикой и т. п.

МИМЕТИ'ЗМ (от греч. «миметес»—подражатель), 1) в биологи и—см. Мимикрия. 2) В минералогии — закономерное (двойниковое) срастание многих «неделимых», напр, пластинок, дающих в результате «кристалл» с высшей симметрией, чем составляющие его «неделимые». Примером может служить лейцит, кристаллы к-рого относят к квадратной системе, однако они состоят из многих неделимых низшей симметрии (ромбической или одноклиномерной).

МИ'МИКА (греч.)—движения мышц, главным образом лицевых, соответствующие известным чувствам и настроениям (напр, гнева, печали, раздумья и др.). М. может быть произвольной, когда она вызывается искусственно для выражения того или иного переживания (М. такого рода—творческая М.—широко применяется в сценическом искусстве), и непроизвольной, что легко наблюдается в повседневной жизни. М. частью врожденна, т. е. не требует предварительной выучки и показа, и потому уже у младенцев ярко выражена, частью же условна и приобретается в опыте (например высовывание языка у детей как знак презрения, кивание головой и пр.). Врожденная М. является неразрывной составной частью поведения: нельзя, например, представить эмоции ужаса или гнева лишенными их М. (см. Эмоции).

М. свойственна также и обезьянам, у к-рых можно наблюдать разные гримасы, оскаливание зубов, подобие улыбки при веселом настроении, хихикание с соответственной игрой мышц лица и т. д. Благодаря тому, что мимические мышцы расположены вокруг входов в органы чувств и только одним концом прикреплены к костям (а другим к коже), они чрезвычайно подвижны и могут, подобно языку, служить средством общения. Кроме мышц мимика зависит от толщины и упругости кожи, соединительной ткани, жировых отложений. При некоторых заболеваниях нервной системы мимика прекращается, лицо становится неподвижной маской.

Лит.: Дарвин Ч., Собр. соч., т. II, кн. 2—О выражении ощущений у человека и животных, Москва— Ленинград, 1927.

МИМИ'КРИЯ (англ.), миметизм (биол.)— явление подражания; выражается во внешнем сходстве животных различных групп друг с другом или в сходстве их с окружающими предметами (листьями, сучьями деревьев, корой, почвой и т. д.). Сходство с такими предметами только по цвету часто называется покровительственной, или защитной окраской. М. открыта Бетсом, описана в его книге «Натуралист на Амазонке». Это открытие сыграло крупную роль в учении об эволюции. М.—приспособление в борьбе за существование: подражающее животное, приобретая внешнее сход-





Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.