S63 МИССИЯ—МИТ ИЛ ЕНЫ

лизация штата—хлопководство. Промышленность незначительна, связана гл. обр. с обработкой местного сельскохозяйственного сырья и лесных богатств.

МИ'ССИЯ (лат.)—1) чрезвычайное плп постоянное посольство. - ) Призвание, предназначение (историческая М.), поручение. 3) Посылка религиозных проповедников (миссионеров) в иноверные страны с целью религиозной пропаганды (см. Миссионерство).

МИССУРИ1) река в США. крупнейший приток Миссисипи. Начинается в Скалистых горах, в штате Монтана, на выс. 1.200.м. из соединения к Ю.-В. от гор. Элены трех рек: Джефферсона (гл. исток), Мадисона п Галлатина. В верхней горной части течения образует ряд водопадов и порогов, по выходе из гор (от форта Бентон) судоходна. Длина 4.722 к .к. Вместе с нижним отрезком Миссисипи имеет длину 6.530 к.« и может считаться величайшей рекой земного шара. Однако по массе воды и по направлению течения не может быть принята за главную реку и должна считаться только притоком. Впадает в Миссисипи справа, у города Сен-Луи. Бассейн 1.420 т. кмг. Важнейшие притоки — Иеллоустон, Плет-Рпвер и Канзас — впадают в М. справа. 2) Штат в средней части США, по рр. М. и Миссисипи. Плошадь 179.790 к»!;

3.678 т. ж. (1934). Адм. пентр—гор. Джефферсон-Сити (22 т. ж., 1930); самые крупны*» гор.— Сен-Луи (Р22т.ж., 1930), Канзас-Сити (400т.ж.,

1930). Основная отрасль х-ва — земледелие; главные культуры—кукуруза, шпеннпа. овес, картофель. М. занимает первое место в США по добыче свинпа: неисчерпаемые ресурсы цементного сырья. Обрабатывающая промышленность (141 ТН1-. рабочих на 1933) представлена главным образом ппшевкусовым, кожевенно-обувным, деревообделочным и металлическим производствами.

МИ'СТЕР (англ.—господин)—в странах англ. языка слово обращения к лицу недворянского происхождения. Мистрисс (произносится миссис)—слово обращения к замужним, м и с с— к незамужним женщинам.

МИСТЕ'РИИ (греч.—таинства)—1) в античном мире тайные культы, обряды, священнодействия, совершавшиеся в замкнутых религиозных братствах. Своими корнями М. восходят к тайным дикарским обрядам первобытных религий. Наиболее известными М. были мистерии элевзинские и орфические (см. Орфизм) в Греции, а также М. восточных «спасителей»: Озириса, Аттг(са и Митры. Все они повлияли на выработку раннего христианства. 2) Особый жанр, возникший в 13—14 вв. в средневековом театре. Сюжетами М. являлись различные эпизоды из ветхозаветной и новозаветной «священной истории». В 15 в. все большее и большее место в М. стали получать вставные интермедии— фарсы, имевшие у городского зрителя гораздо больший успех, чем основной «святой» сюжет. На М., уклоняющуюся от «религиозных задач» и осмеливающуюся критиковать церковную и светскую власть, обрушивались преследования.

МИ'СТИКА—см. Мистицизм.

МИСТИФИКА'ЦИЯ (лат.)—1) намеренное введение кого-либо в заблуждение, обычно для шутки или издевательства. 2) Извращенное представление об объективной действительности. Так, напр., классики марксизма указывали на мистифицирующую сторону гегелевской диалектики, имея в виду ее идеалистический характер, именно то, что у Гегеля диалектика

поставлена на голову, а реальная действительность рассматривается как порождение абсолютного духа.

МИСТИЦИ'ЗМ (от греч. «мист»—посвященный в таинство)—религиозное и философское воззрение, допускаюшее непосредственное обше-ние человека с сверхъестественными силами— богами, духами и пр. (на самом деле являющимися продуктом вымысла). В той или иной степени М. присущ всякой религии, но в некоторых религиях он представлен сильнее, в других несколько ограничен рассудочными соображениями. М., связанный с возникновением веры в души и духов (см. Анимизм), играет видную роль уже в первобытных религиях (см. Шаманство), в религиях древнего Востока, в иудействе (см. Пророки), в Греции (см. Мисте-| рии). в исламе (суфии). Раннее христианство носило яркий мистич. отпечаток.

В христианстве разработано пелое учение о М. под влиянием гностицизма и философии 17.го-тина. Средой, особенно культивировавшей М.,

I являлось монашество. Впоследствии М. поддерживается теми же причинами, что и религия вообше, причем в своей церковной или сектантской форме он является последним прибежищем разлагающихся и погибающих социальных групп. В т. н. мистических явлениях (видения, экстаз) громадную роль играют патологические (болезненные) моменты (см. Галлю-иинаиии). В наст, время в буржуазных странах М. усиленно поддерживается даже искусственными способами—при помощи школы, лженауки, искусства и литературы—в целях отвлечения трудяшихся масс от материалистического мировоззрения, а следовательно, и от классовой борьбы. Отвлекая их в область религиозной фантастики, М. тем самым способствует закреплению владычества эксплоататор-ских классов.

МИСТРА'Л*-—холодный и сухой сев.-зап. ветер, дующий с большой силой, преимущественно в зпмнне месяцы, в дельте Роны и на побе-режьи Средиземного м. от Ниппы до Испании. Происходит от разницы барометрического давления на Центральном французском плато (высокое давление) и в Лионском заливе (низкое давление).

МИСТРА'ЛЬ (Mistral), Фредерик (1830—91 1) — крупнейший провансальский поэт. Из богатой крестьянской семьи. Стоял во главе движения т. н. фелибров в Прованс» (Южная Франция), стремившихся к возрождению провансальского языка и литературы. Враждебно настроенный к политич. и культурной централизации и гегемонии Парижа. М. и др. фелибры защищали идею умеренного федерализма. Из поэтич. произведений М наиболее известны поэмы «Мирейо» (1859) и «Календаль» (1867), в к-рых дается картина идеализированной жизни провансальского крестьянства. В «Поэме о Роне» (1897) М. рисует борьбу старого речного судоходства с паровым водным транспортом.

Лит.: Соловьев С., Очерки из истории новой французской и провансальской литературы, СПБ, 1914, гл. VI—1Фредерик Мистраль.

МИСХО'Р—климатический и морской курорт на юж. берегу Крыма, в 12 км к Ю.-З. от Ялты. Богатая южная растительность.

МИТА'ВА—город в Латвии, по-латышски— Елъгава.

МИТИЛЕ’НЫ, 1) М и т и л и н и, древний Л е с б о с—принадлежащий Греции гористый остров у северо-западного побережья Малой




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.