965    МИТИНГ—МИФОЛОГ ИЯ    964

Азии, самый большой и цветущий на Эгейском море. Площадь 1.750 км2\ ок. 100 т. ж. Плодородная почва. Значительный вывоз хлеба, оливкового масла, фиг, вина, леса. 2) К а с т р о— главный город и торговый порт острова М.; 32 т. ж. (1928).

МИТИНГ (англ.)—в широком смысле слова публичное собрание для обсуждения вопросов, стоящих в порядке дня, занимающих или волнующих общественное мнение (ср. Свобода собрании). В Союзе ССР под М. понимают только политическое собрание, носящее агитационный характер.

МИТКА'ЛЬ—хлопчатобумажная ткань гроде-наплевого (или миткалевого) переплетения нитей основы с нитями утка (см. Переплетение).На. рынок М. поступает в зависимости от выработки в виде коленкора, ситца, муслина и фуляра.

МИТОГЕН ЕТИ'ЧЕСКИЕЛУЧИ —излучаемые организмом и вызывающие клеточное деление ультрафиолетовые лучи с очень короткой волной Сот 1.900 до 2.400 онгстрем). Открыты в 1923 Гурвичем. Источником (индуктором) М. л. являются культуры дрожжей, донце луковицы, корешки растений, яйца многих животных, ткани злокачественных опухолей, сокращающаяся мышца и т. д. Механизм возникновения М. л. и их воздействия на клетку пока нельзя считать научно установленными. Повпдимому, М. л. порождаются тремя типами химических процессов: 1) окислительными, 2) гликолити-ческими и 3) протеолитическими, характерными для трех групп, на к-рые можно подразделить организмы—индукторы М. л.

МИТО'З, к а р и о к и и е з, митотическое д е л е и и е—то же, что непрямое деление клетки. Самый распространенный способ размножения клеток животных и растений, при к-ром элементы ядра материнской клетки чрезвычайно точно распределяются между дочерними клетками. В результате сложного процесса дочерние клетки ничем не отличаются от материнской клетки.

МИТРА—головной убор у высшего духовенства (епископов) во время отправления службы.

МИ'ТРА—древнеперсидский бог солнца и растительности. Впоследствии почитался как спаситель человеческого рода в митраизме.

МИТРАИ'ЗМ—широко распространенный в Римской империи в первые века хр. э. культ Митры, почитавшегося как бог-спаситель. М. был серьезным соперником христианства. Последнее заимствовало из М. обряд прпчашения, символ креста, праздник рождества («рождения солнца») и др.

МИТР АЛЬ Е'ЗА—франц. название картечницы и пулемета.

МИТРИДА'Т Велики й—царь Понта и Бос-пора (на месте нынешней Керчи) (111—63 до хр. э.). Завоевал поч^и всю Малую Азию и черноморское побережье Кавказа. Стремясь создать мировую монархию, вел войны с римлянами (так называемые М итр и датские войн ы).

МИТРОПОЛИТ (греч.)—титул нек-рых епископов, главенствующих среди других иерархов всей страны. Ныне—почетный титул некоторых епископов в православной и католической церкви.

МИТРОФАНОВ, Александр Георгиевич (род. 1901)—современный писатель. Сын рабочего. С 15 лет работал в типографии брошировши-ком. Член ВКП(б). Литературную известность приобрел повестью «Июнь—июль» (1931), вызвавшей оживленную дискуссию. Повесть посвящена проблемам нового отношения к труду, нового понимания- дружбы, любви. Стиль М. отличается лиричностью, импрессионизмом и порой словесной вычурностью.

МИТРОХИН, Дмитрий Исидорович (р. 1883)— рисовальщик и иллюстратор. Вначале примыкал к группе «Мир искусства». После Октябрьской социалистич. революции М. стал острым изобразителем жизни улицы.

МИ'ТТЕЛЬЛАНД —наименование центральной i части Швейцарии между Альпами и Юрой.

МИТЧЕЛЛ (Mitchell), Самюэл Альфред — современный американский астроном, директор обсерватории Виргинского университета в Шарлоттвиле. Известен работами по исследованию Солнца и наблюдениями солнечных затмений.

МИТЧЕЛЛ, Уэсли (р. 1874) — американски if буржуазный экономист. Наибольшую известность М. получил своими работами о капиталистическом цикле. М. рассматривает циклическое движение капиталистического производства как явление, сопутствующее существующим, по его мнению, вековым колебаниям экономического развития и всякого рода сезонным колебаниям производства, обусловленным климатическими причинами, внеэкономическими причинами, напр, войнами, и т. д.

М. дает апологетическое объяснение циклов и кризисов. Он выводит циклы и кризисы из того, что в современном капиталистич. обществе х-во ведется на основе обращения денег. Вместо кризиса М. применяет термин «депрессия», под к-рой он понимает более или менее плавный переход к нек-рому замедлению роста производства. По мнению М., понятие кризиса устарело благодаря банковским мероприятиям, вмешательству монополий и т. д. Последний мировой^ экономический кризис (1929), с необычайной силой потрясший весь капиталистич. мир, доказал всю вздорность положений М., пытавшегося обосновать буржуазную сказку об устранении кризисов монополиями.

Соч. М.: Экономические циклы, Москва—Ленинград, 1930.

МИУС—р. на Ю.-В. УССР, впадает в Азовское м., образуя лиман. Длина около 200 км. Несудоходна.

МИФ (греч.—рассказ)—сказание о богах, героях ит. п.; составная часть верований первобытных племен и культурных народов на первых ступенях их исторического развития. См. Мифология.

МИФИ'ЧЕСНИЙ—относящийся к мифам, также баснословный, сказочный, вымышленный.

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА —основанное нем. ученым Я. Гриммом научное направление, изучавшее связь народной поэзии (былин, сказок и др.) с мифологией. Представителями М. ш. в России были Ф. Буслаев (в его первых работах) и Орест Миллер. Согласно теории, к-рую защищала М. ш., былинные богатыри (напр. Свято-гор, Илья Муромец и др.) рассматривались как очеловеченные позднейшей поэтической традицией боги и полубоги. Выводы школы были подвергнуты уничтожающей критике Александром Веселовским и Всеволодом Миллером.

МИФОЛО'ГИЯ (греч.)—1) совокупность ми-фов, т. е. сказаний о богах, героях и разного рода демонах и духах. 2) Наука, пытающаяся объяснить происхождение мифов. Возникновение мифов теряется в отдаленной древности человеческого рода, и потому уже со времен




Запрещено использование материалов в коммерческих целях.
Вся информация представлена только для ознакомления.